Об этом свидетельствуют данным сервисов отслеживания судов.
Напомним, что GPO Grace c СПГ-модулями для проекта Арктик СПГ-2 компании НОВАТЭК вышло из порта Сюшань на одном из островов архипелага Чжоушань 26 августа 2021 г.
Модули были построены на верфи Zhoushan Fabrication Yard по строительству крупногабаритных морских конструкций китайской компании Wison Offshore & Marine.
Транспортировку модулей обеспечивает специализированная норвежская компания GPO Heavylift, которой принадлежит GPO Grace.
Пунктом назначения судна указан порт Мурманск, а датой прибытия - 16 сентября 2021 г.
Движение судна - тяжеловоза:
- 27-28 августа - пересекло акваторию Южно-Китайского моря со скоростью 14-15,4 узла, прошло пролив Цусима, а затем - пролив Цугару и вышло в Тихий океан.
Далее судно вышло из зоны покрытия сервисов отслеживания судов, что создало некую интригу, о том, каким же конкретно путем GPO Grace пойдет в порт Мурманск.
Однако сроки прибытия и размерения транспортировочного судна не оставили других вариантов, кроме транспортировки по Северному морскому пути (СМП).
Однако сроки прибытия и размерения транспортировочного судна не оставили других вариантов, кроме транспортировки по Северному морскому пути (СМП).
- действительно, 1 сентября 2021 г. GPO Grace вновь вошло в зону действия береговых станций автоматической идентификации судов (AIS), обозначившись к востоку от п-ва Камчатка;
- 1 сентября - следует на север со скоростью 15 узлов вдоль восточного побережья полуострова, оставив позади мыс Лопатка, и уже скоро будет находиться на траверсе г. Петропавловска-Камчатского.
Таким образом, GPO Grace однозначно следует в сторону мыса Дежнева, достичь которого судно может уже 5 сентября 2021 г.
Разрешение на транзитный проход по акватории СМП у GPO Grace имеется - соответствующий документ был выдан Администрацией СМП еще 3 августа 2021 г.
Согласно разрешению, судно ледового класса Ice 2 GPO Grace может осуществлять плавание:
- самостоятельное и под проводкой ледокола по чистой воде при легком типе ледовых условий;
- под проводкой ледокола при среднем типе ледовых условий.
По состоянию на 31 августа 2021 г. на большей части акватории СМП ледовые условия легкие или даже имеется открытая вода.
Даже представляющий наибольшую сложность Айонский ледовый массив в Восточно-Сибирском море вполне проходим для GPO Grace даже без ледокольной проводки.
Другое дело, будет ли GPO Heavylift рисковать, проводя судно с ценным грузом по потенциально опасному участку без ледокола.
Отметим, что суда GPO Heavylift активно работают в акватории СМП.
Помимо GPO Grace, разрешение на плавание в акватории СМП имеет еще одно судно-транспортировщик - GPO Amethyst на период с 3 сентября по 15 ноября 2021 г.
Именно это судно обеспечивало в августе 2021 г. транспортировку в порт Мурманск полупогружной буровой установки (ППБУ) Северное сияние для работы на Ленинградском месторождении Газпрома в Карском море.
Путь из порта Восточный в г. Владивостоке в порт Мурманск GPO Amethyst с ППБУ на борту проделал по Южному маршруту, обойдя вокруг Африканский континент, но обратно уже пойдет по СМП.
Радует, что норвежцы не боятся работать на СМП, к которому на Западе отношение очень предвзятое, а российские нефтегазовые проекты на шельфе Арктики частично попадают под санкции.
Печалит только, что сложные логистические операции проводят не российские суда.
Похожая ситуация сложилась, когда из - за угрозы санкций США против магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 трубоукладчики Allseas покинули проект, а собственных трубоукладочных судов, чтобы их оперативно заменить, не нашлось.
На то, чтобы возобновить строительство силами собственных судов (причем построенных не на отечественных верфях), России потребовался 1 год, но сейчас проект Северный поток-2 уже реально близок к завершению.
На этом фоне строительство СПГ-модулей на китайской верфи и его транспортировка норвежской компанией выглядят очень печально.
Тем не менее, после 16 сентября 2021 г. СПГ-модули будут установлены на железобетонных основаниях гравитационного типа (ОГТ), строящихся на создаваемом НОВАТЭКом в с. Белокаменка Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).
Далее уже в смонтированном виде технологические линии Арктик СПГ-2 отправятся в Обскую губу для установки на площадке Арктик СПГ-2.
Запуск 1й линии Арктик СПГ-2 мощностью 6,6 млн т/год намечен на 2023 г., 2й - 2024 г., 3й - на 2025 г.
Общая мощность завода составит 19,8 млн т/год.