Яндекс.Метрика

Спецпроект

Шельф Охотского моря как приоритетное направление развития высокотехнологичных проектов компании «Газпром нефть»

Дальневосточный
нефтяной квест

Уже не первый год взор специалистов в области нефтедобычи обращен на восток. Сегодня шельф Сахалина — одно из самых важных направлений развития для отрасли. И дело не только в двух новых крупных месторождениях, которые будет разрабатывать там «Газпром нефть». Дело в новом уровне освоения региона, в формировании целого нефтедобывающего кластера и развитии технологий будущего, которые становятся реальностью на наших глазах.

Эпоха великих
экономических открытий

Когда говорят об освоении новых земель, всегда вспоминают громкие имена. Седов и Врангель, Беринг и Дежнев, Невельской и Головин. Без этих фамилий нет русского Севера и Дальнего Востока. Но этот список, очевидно, далеко не полный: за географическим открытием региона обязательно следуют его геологическое, биологическое и, конечно, экономическое открытие. Именно это сейчас и происходит в Арктике и на Сахалине, где шельфовые проекты привлекают всеобщее внимание.

Проекты на шельфе превратились в стратегический приоритет развития нефтедобывающих компаний. Между тем еще не так давно эксперты и рынок рассматривали морские месторождения лишь как дополнение к традиционным материковым.

Ситуация изменилась в начале 1990-х: отраслевые ученые активно занялись исследованием нефтегазового потенциала арктических и дальневосточных морских нефтяных месторождений. Появилась серьезная геологическая база, а нефтегазовым компаниям удалось создать технологические решения, необходимые для того, чтобы предметно подойти к разработке российского шельфа. И сегодня интерес к освоению шельфовых нефтегазовых ресурсов страны, особенно с началом добычи на Приразломном месторождении в Арктике и открытием «Газпром нефтью» двух крупных сахалинских месторождений, с каждым годом только увеличивается.

80 млн тонн – прогноз по добыче углеводородов на российском шельфе к 2035 году

И все-таки: почему так происходит? И почему сейчас? Потому что запасы «легкой» нефти на суше уменьшаются. Приходит время браться за трудные проекты.

Это понимают и бизнес, и государство. И рассматривают морские нефтегазовые проекты в качестве стимула для развития российской экономики. Масштабы впечатляют: по прогнозам, к 2035 г. на российском шельфе будут ежегодно извлекаться около 80 млн тонн углеводородного сырья. Подобные мегапроекты важны и стратегически: для демонстрации активного экономического присутствия России в Арктике и на Дальнем Востоке.

Оправданны ли надежды? Потенциал континентального шельфа достаточно велик: его запасы углеводородов до сих пор разведаны на 10–15%. Перспективность направления подтверждается практически ежегодными открытиями месторождений в Каспийском, Баренцевом и Охотском морях и успехами в их разработке. При этом освоение региона нефтедобывающей компанией — путешествие со многими неизвестными, своего рода квест. Чтобы получить ключи от нужных дверей и добраться до цели, приходится решать сложные задачи.

В настоящее время большинство нефтяных проектов на российском шельфе находится на стадии геологоразведки

Вопрос в том, кто способен стать оператором таких масштабных, очень технологичных и нетиповых проектов. По российскому законодательству право освоения шельфа закреплено за государственными компаниями, имеющими пятилетний опыт работы на морских месторождениях. Сегодня этому критерию отвечают только «Газпром», «Газпром нефть» и «Роснефть».

В 2015 году в «Газпром нефти» был создан Блок развития шельфовых проектов (БРШП) для реализации одного из ключевых стратегических направлений деятельности — укрепления позиций компании на российском шельфе. Компания нацелилась на выполнение технически и логистически сложных проектов в тяжелых погодных и судоходных условиях. Нестандартные задачи требуют нестандартных решений. И они у «Газпром нефти» есть.

«Приразломная». Платформа
инновационных технологий

Иначе как флагманским этот проект, расположенный далеко от Сахалина, в Печорском море, не назовешь. Арктическая инициатива «Газпром нефти» оказалась успешной, в том числе — экономически. Пять лет назад началась добыча на морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) «Приразломная». Есть еще ряд моментов, которые заставляют пристальнее присмотреться к этому проекту.

Погодные условия и логистика. Печорское море — замерзающее, условия если не экстремальные, то очень жесткие: семь месяцев в году нет открытой воды. Специально для работы на Приразломном месторождении были созданы два нефтеналивных танкера усиленного ледового класса — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Каждый может перевозить до 70 тыс. тонн груза. Важным элементом управления ледовой обстановкой является собственный ледокольный флот «Газпром нефти». С его помощью компания обеспечивает бесперебойное и безопасное проведение отгрузок челночных танкеров, снабжение и обеспечение аварийно-спасательной готовности в районе платформы. Весной 2018 года, в период максимально сложной ледовой обстановки, к маневрам был также привлечен один из самых современных и мощных российских дизель-электрических ледоколов — «Владивосток».

Безопасность и экология. Это очень важная часть проекта. Технология «нулевого сброса», более 1800 различных датчиков для контроля ситуации на объекте, отлаженная система экологического менеджмента, многолетние научные исследования, наблюдения и мероприятия по сохранению биологического разнообразия помогают защитить морскую экосистему и минимизировать влияние нефтедобычи на природу.

Буксировка буровой установки к месту бурения геологоразведочной скважины
на Баутинской структуре Аяшского лицензионного участка
Буксировка буровой установки к месту бурения геологоразведочной скважины на Баутинской структуре Аяшского лицензионного участка
Арктический челночный танкер направляется
к МЛСП «Приразломная» для загрузки нефтью
Арктический челночный танкер направляется к МЛСП «Приразломная» для загрузки нефтью
Многофункциональное судно «Мурман» несет круглосуточное аварийно-спасательное дежурство
в районе расположения платформы «Приразломная»
Многофункциональное судно «Мурман» несет круглосуточное аварийно-спасательное дежурство в районе расположения платформы «Приразломная»

Трансфер технологий.
На север и на восток

Приразломное месторождение стало для всей российской нефтегазовой отрасли «первой шельфовой арктической ласточкой». Но за ней будут другие: проекты шельфовой добычи входят в стратегию компании «Газпром нефть» по развитию ресурсной базы.

Развитие шельфовых активов «Газпром нефти» остается стратегическим приоритетом компании. Мы продолжаем освоение и изучение всех шельфовых лицензионных участков, которые находятся в нашем портфеле

Александр Дюков
Александр Дюков
Председатель правления «Газпром нефти»

В том числе благодаря «Приразломной» компания создала уникальную технологическую базу для успешного развития шельфовых проектов в Карском, Чукотском и Охотском морях.

На сегодняшний день в активе компании немало перспективных шельфовых проектов: это и Долгинское месторождение, извлекаемые запасы которого превышают 200 млн тонн нефти, и Северо-Западный (105 млн тонн нефти, 60 млрд м³ газа), Хейсовский (140 млн тонн нефти и конденсата, 2 трлн м³ газа) и Северо-Врангелевский (прогнозные геологические ресурсы оцениваются более чем в 3 млрд тонн нефтяного эквивалента) лицензионные участки. В ноябре компания выиграла аукцион на право разработки недр Южно-Обского участка в Карском море.

Самым богатым на открытия в последние годы оказалось Охотское море, где расположен Аяшский лицензионный участок «Газпром нефти».

Сахалин.
Продолжение истории

Остров Сахалин. Эти слова хорошо знакомы нефтяникам. Но у них есть все шансы зазвучать по-новому. Особенно если компания «Газпром нефть» сохранит темпы освоения нефтеносных участков в Охотском море.

Дальневосточные морские
кладовые

В 1970–1980-х гг. Дальневосточная морская экспедиция разведочного бурения открыла на северо-восточном шельфе Сахалина более 30 месторождений нефти и газа.

Сегодня в стадии промышленной разработки находятся два из них — «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Эти проекты можно смело называть успешными. Не меньше внимания экспертов привлекает Аяшский лицензионный участок в Охотском море.

Изначально лицензия на него была приобретена «Газпромом» с перспективой на добычу газа, но потом была выдвинута и впоследствии подтверждена гипотеза о преобладании на участке залежей нефти. После глубокого анализа имеющихся данных лицензия на участок была передана «Газпром нефти».

Аяшский — один из лицензионных участков, расположенных рядом с уже доказавшими нефтегазоносность региона месторождениями «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Прогнозные извлекаемые запасы этого актива «Газпром нефти» — более 100 млн тонн условного топлива. Безледовый период здесь продолжается с июня по ноябрь. В отличие от «Сахалина-1» и «Сахалина-2», к разработке Аяшского участка не привлекались партнеры. На сегодняшний день «Газпром нефть» ведет этот проект самостоятельно, хотя участие иностранных инвесторов в будущем не исключается.

Теория и подготовка

Так как ранее скважины на Аяшском участке недр не бурились, большую роль играли предварительная кропотливая работа и предшествующий опыт специалистов-буровиков и геологов.

В рамках подготовки к строительству скважины на Аяшском лицензионном участке было организовано несколько сессий «бурения на бумаге» (DWOP) и «испытания на бумаге» (TWOP), сессий по логистике грузов и персонала, а также сессии по безопасности. Можно выделить, например, проведение сессий по извлеченным урокам («lessons learned»). На таких встречах специалисты компании и представители подрядных организаций шаг за шагом анализировали этапы выполнения проекта, отмечая слабые и сильные стороны и детально разбирая причины возникновения сложностей и формулируя методы нивелирования рисков.

Четкое представление объема работ, их специфики и временных рамок позволило специалистам компании грамотно подойти к решению серьезных проектных задач, таких как:

  • Сложные климатические условия
  • Организация процесса закупочной деятельности — перед проектной командой стояла задача детального изучения рынка российских и иностранных поставщиков и подрядчиков, их опыта работы в данном регионе
  • Формирование и реализация схемы управления проектом — учитывалась удаленность региона, а также восьмичасовая разница с Москвой. Компанией было открыто обособленное подразделение на о. Сахалин с офисами в Южно-Сахалинске и Корсакове
  • Сохранение экосистемы шельфовых морей — с учетом требований российского законодательства компания предприняла беспрецедентные меры в области экологической безопасности, позволяющие исключить любое негативное воздействие на экосистему региона

Интегрированная
транспортно-логистическая
схема проекта

Повысить эффективность работы также позволили удачные логистические решения. База снабжения в порте Корсаков фактически создавалась с нуля, но за счет более удобного расположения и меньшей загрузки порта, чем в альтернативных вариантах, удалось в полной мере реализовать концепцию единого логистического центра, объединяющего всю необходимую береговую инфраструктуру. Она включает административно-бытовой комплекс для размещения проектной команды и круглосуточно функционирующей дежурно-диспетчерской службы, мощности береговой базы обеспечения с глубоководными причалами для обработки судов, организованный пункт пропуска персонала при его перевозке морским транспортом, возможности по вывозу и утилизации буровых отходов, а также осуществления бункеровки судов на рейде. Это позволило значительно снизить издержки и оптимизировать временные затраты.

© ПАО «Газпром нефть», 2017

Кто ищет – тот
найдет «Нептун»

После подготовительных работ в июне 2017 года «Газпром нефть» провела разведочное бурение и испытания первой поисково-оценочной скважины в краевой зоне Аяшской структуры. Работы велись с помощью буровой установки HAKURYU-5, в переводе с японского — «Белый дракон».

Строительство скважины глубиной 2700 м завершилось точно в срок. Из предполагаемых продуктивных горизонтов было отобрано 162 погонных метра керна, выполнен большой объем геофизических и гидродинамических исследований скважины.

Работа по геологическому сопровождению бурения велась Научно-Техническим Центром «Газпром нефти». Регулярные сводки с оперативной информацией направлялись каждые 6 часов всем вовлеченным в проект. Поступающие данные интерпретировались в режиме онлайн, интегрировались в геологическую модель, позволяя уточнять прогноз по глубинам залегания пластов.

Усилия окупились сполна: было открыто новое месторождение углеводородов с оценочными геологическими запасами порядка 255 млн тонн нефтяного эквивалента. Месторождение стало крупнейшим открытием компании за 2017 год. Такой проект требовал звучного названия и получил его — «Нептун».

Месторождение «Нептун» по объему запасов стало одним из крупнейших активов «Газпром нефти». Дальний Восток будет новым стратегически важным регионом нашей деятельности на многие годы вперед, что позволит Компании более активно работать на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом «Газпром нефть» продолжает геологоразведочные работы на лицензионном участке шельфа Сахалина, наши запасы в этом регионе еще могут быть увеличены

Александр Дюков
Александр Дюков
Председатель правления «Газпром нефти»

По предварительным оценкам, объем извлекаемых запасов составил 70–80 млн тонн, но в сентябре 2018 года Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых представила свою оценку, утвердив запасы углеводородов на уровне 415,8 млн тонн нефти по категориям С1+С2. Высоким оказалось и качество нефти на этом месторождении: изучение первых образцов показало, что в ней нет сероводорода и низкое содержание растворенного газа. Полученные данные говорят о хороших перспективах этого проекта.

Открытие месторождения «Нептун» стало итогом большой работы блока по развитию шельфовых проектов. […] Мы убеждены, что накопленный нами уникальный опыт работы на арктическом шельфе будет успешно использован как в проекте «Нептун», так и на других лицензионных участках, а применение лучших международных практик в области бурения и испытания скважин обеспечит эффективную и безопасную работу

Андрей Патрушев
Андрей Патрушев
Заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти»

Важно отметить, что месторождение открыли за очень короткий срок: основные работы были реализованы в течение полутора лет. Ожидается, что добыча на «Нептуне» начнется в 2025–2027 годах.

Но исследование шельфа на этом не закончилось. Компания дополнительно пробурит три разведочные скважины и выполнит сейсморазведку донными станциями. Параллельно решили исследовать соседнюю, также весьма перспективную Баутинскую структуру. И результаты не заставили себя долго ждать.

Баутинская структура
и «Тритон»

Предварительно «Газпром нефть» оценила запасы Баутинской структуры на Аяшском участке Охотского моря в 112,4 млн тонн нефтяного эквивалента. Эксперты международной консалтинговой компании Wood Mackenzie включили ее в ТОП-20 самых ожидаемых открытий в 2018 году, и уже в сентябре начались активные дискуссии о том, что компания «Газпром нефть» близка к открытию еще одного месторождения нефти.

Благодаря применению передовых технологических решений строительство скважины на Баутинской структуре было выполнено качественно и в срок, хотя глубина воды здесь больше, чем на месторождении «Нептун», — около 80 м против 62 м. При строительстве применялась полупогружная установка шестого поколения.

31 октября 2018 года стало еще одним знаковым днем в истории «Газпром нефти»: компания завершила бурение и испытание поисково-оценочной скважины, открыв в результате еще одно месторождение углеводородов, геологические запасы которого оценили свыше 137 млн т нефтяного эквивалента.

Название соседу «Нептуна» дали созвучное, красивое и довольно символичное — «Тритон» — в честь античного морского бога.

Общаясь с нашими коллегами, мы поняли, что слово «Аяшский» вызывает определенные затруднения, в том числе у наших иностранных коллег, они пытаются произнести это слово, но достаточно сложно им это дается, подумав, мы решили упростить им задачу и дать этому месторождению новое имя. [Заместитель председателя правления «Газпром нефти»] Александр Михайлович [Дыбаль] подсказал нам название — «Нептун». Емко, стильно и молодежно

Александр Дюков
Александр Дюков
Председатель правления «Газпром нефти»

С 2017 года на Аяшском лицензионном участке мы открыли уже второе месторождение нефти. Это позволяет говорить о формировании нефтедобывающего кластера на шельфе Сахалина и делает Дальний Восток новым стратегическим регионом на карте активов «Газпром нефти». Разработка месторождений «Нептун» и «Тритон» откроет значительные перспективы для развития инфраструктуры острова и в целом для социально-экономического роста в Сахалинской области. Мы продолжаем изучение и освоение всех шельфовых лицензионных участков, которые находятся в нашем портфеле

Александр Дюков
Александр Дюков
Председатель правления «Газпром нефти»

Добыча по-крупному:
уникальные технологии
на шельфе

В нефтедобыче на шельфе технологическое лидерство — не приятный титул, а осознанная необходимость. И не только в части бурового оборудования. Модное слово в современной промышленности — «цифровизация».

Технологический
максимум

Активизация разведки и добычи углеводородов на шельфе требует, во-первых, значительных капиталовложений, а во-вторых – применения уникальных знаний и технологий. Так, на Аяшском участке недр главными технологическими вызовами были приповерхностный газ, часто осложняющий бурение скважин на шельфе, и высокое пластовое давление, которое требовало особой осторожности при выборе конструкции скважины.

Для того чтобы избежать аварийных ситуаций, использовалась инновационная методика идентификации опасностей — прогнозирования приповерхностного газа, начиная со стадии сейсморазведочных работ, что в дальнейшем способствовало выбору точки заложения скважины в наименее вероятной зоне возможного проявления мелкозалегающего газа. Кроме того, впервые в России было решено использовать технологию безрайзерного удаления шлама, которая в итоге позволила пройти верхнюю часть разреза с минимальными рисками. Данная технология также позволяет бурить быстрее, поскольку ствол скважины в этом случае получается более стабильным за счет применения бурового раствора, а не морской воды. Но важна не только скорость. Этот метод обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду благодаря исключению попадания бурового раствора в море.

Важно отметить, что проблема приповерхностного газа не уникальна для Сахалина — она существует и в Обской губе, и в Карском море. В этом смысле опыт, полученный «Газпром нефтью» на Аяшском участке, будет крайне полезен при реализации других шельфовых проектов.

Помимо безрайзерного бурения, на «Нептуне» использовались и другие инновационные технологии. При испытаниях скважины применялась беспроводная телеметрическая система, позволяющая передавать информацию о параметрах на забое в режиме реального времени. Такой подход способствовал заметному сокращению времени испытаний и получению существенной экономии, в том числе за счет проведения перфорации и принятия решений по отработке скважины за один спуск испытательного оборудования на объект.

© ПАО «Газпром нефть», 2017

Цифровизация в тренде:
программа «Посейдон»

С точки зрения цифровизации, шельф — очень важное направление. Сложные производственные и логистические процессы, особые требования к охране труда и экологической безопасности предполагают использование цифровых инструментов.

Для шельфовых месторождений использование цифровых технологий становится все более актуальным, особенно в сложных природно-климатических условиях Арктики. Здесь необходим максимально взвешенный подход, основанный на высокоточных прогнозных данных. Программа «Посейдон» в полной мере отвечает нашему запросу на прикладной характер цифровизации процессов нефтедобычи. Уже сегодня внедрение инструментов интегрированного управления производством позволяет оптимизировать процесс нефтедобычи на «Приразломной»

Андрей Патрушев
Андрей Патрушев
Заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти»

«Интегрированное моделирование» — также интересный элемент, предполагающий создание цифровой модели всей производственной цепочки нефтедобывающего актива, которая включает в себя пласт, скважины, систему сбора и подготовки нефти. Данная модель позволяет анализировать работу каждого из этих элементов — не изолированно, а вместе с остальными.

Кстати, такой «цифровой двойник» уже сегодня есть у МЛСП «Приразломная» — расчетный инструмент, позволяющий делать прогнозы производственных показателей добычи, осуществлять мониторинг работы оборудования, находить узкие места, проигрывать возможные сценарии оптимизации. Сегодня он используется для настройки технологических режимов работы оборудования платформы. Интегрированная модель постоянно актуализируется и дополняется, что позволяет принимать более точные решения.

Шельфовые проекты
с приставкой «ЭКО»

Сохранение экологической устойчивости — важная часть ответственного бизнеса. И в «Газпром нефти» забота о природе интегрирована во все производственные и управленческие процессы.

Ответственный подход
к безопасности

Природа Сахалина уникальна и разнообразна. Сохранение хрупкой экосистемы и поддержание биологического разнообразия — важнейшая задача при реализации шельфовых проектов «Газпром нефти».

Расширяя масштабы деятельности на Сахалине, «Газпром нефть» опирается на эффективную систему экологического менеджмента и последовательное внедрение лучших мировых практик.

Стратегия компании в области охраны окружающей среды включает в себя, в частности, снижение удельных показателей воздействия на объекты окружающей среды, развитие экологической культуры управления и производства, рациональное использование природных ресурсов, осуществление научной деятельности для поиска новых эффективных природоохранных техник и технологий.

С заботой
о серых китах

«Газпром нефть» успешно реализует проект по проведению экологического мониторинга популяции серых китов на шельфе Охотского моря. В 2017 году дочернее общество «Газпромнефть-Сахалин» присоединилось к участию в совместной программе мониторинга серых китов, реализуемой компаниями «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз Лимитед» с 1996 года. Проведенное компанией изучение особенностей распределения и численности серых китов в прибрежных водах северо-восточного Сахалина является важной частью программы.

Информация, полученная в рамках реализации совместной программы, используется компаниями для подготовки и проведения мероприятий по минимизации воздействия на охотско-корейскую популяцию серых китов и среду их обитания. Сюда, в частности, относится использование судов с низким уровнем шума, ограничение скорости судов и следование маршрутами, удаленными от зон кормления китов.

План мероприятий проходит независимую экспертизу международной консультативной группы по сохранению западно-тихоокеанских серых китов (КГЗСК), которая создана Международным союзом охраны природы (МСОП) в 2006 году. В КГЗСК входят ученые в области морских млекопитающих и гидроакустики, представляющие США, Канаду и Россию.

На состоявшемся в ноябре 2018 года 19-ом заседании консультативной группы МСОП по западно-тихоокеанским серым китам доклад представителей Блока развития шельфовых проектов «Газпром нефти» и «Газпромнефть–Сахалина» был охарактеризован, как положительный пример для других нефтегазовых компаний.

Реализация шельфовых проектов накладывает на нас большую ответственность за сохранение экологического равновесия. Поэтому компания выстраивает стратегию ответственного природопользования во всех регионах деятельности. Реализация проекта по проведению экологического мониторинга охотско-корейской популяции серого кита стала для нас хорошим опытом и стимулом продолжать работу на сохранение экосистемы Охотского моря

Андрей Патрушев
Андрей Патрушев
Заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти»

Новые горизонты
российского шельфа.
Куда двигаться дальше?

Умение прогнозировать будущее и предвосхищать тренды — важное конкурентное преимущество современных компаний.

В случае «Газпром нефти» путь определен: это нетрадиционные запасы углеводородов, шельфовые проекты Арктики и Дальнего Востока, крупные нефтегазоконденсатные месторождения на полуострове Ямал. Это также развитие ресурсной базы в новых регионах добычи — Восточная Сибирь, Волго-Уральский регион, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Мы поставили себе целью расти быстрее рынка. Но важно реалистично оценивать проекты перед тем, как в них входить. Мы должны продолжить наращивать свою операционную эффективность, уровень технологического развития, повышать гибкость, скорость принятия решений и скорость реализации этих решений. При этом сохраняя финансовую устойчивость, тщательно следя за экономической устойчивостью наших проектов, не допуская снижения эффективности использования капитала

Александр Дюков
Александр Дюков
Председатель правления «Газпром нефти»

В условиях роста мирового энергопотребления и снижения ресурсного потенциала суши именно шельф может стать главным источником углеводородного сырья на долгосрочную перспективу.

Российский шельф — это не только ресурсы, но и место применения передовых разработок. «Цифровые двойники» и технологии блокчейна для оптимизации логистики — шаги к эре «цифровой добычи». С реализацией масштабных шельфовых проектов в Арктике и на Сахалине технологии будущего становятся частью повседневной реальности уже сегодня.