Москва, 5 июл - ИА Neftegaz.RU. Независимый топливный союз подверг резкой критике Федерацию автовладельцев России (ФАР), выявившую массовый недолив топлива на российских АЗС. К методике ФАР, действительно, есть серьезные вопросы.
Заявление по этому вопросу Независимый топливный союз опубликовал 4 июля 2018 г.
Напомним, что ФАР 2 июля 2018 г обнародовала результаты своего исследования, согласно которым недолив (расхождение более 1% между оплаченным и фактически полученным топливом) выявлен на 76% российских АЗС.
Средний недолив по выборке составил 5,05%.
Максимальный недолив зафиксирован среди федеральных и крупных региональных сетей - 19,03%.
Мониторинг недолива бензина АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах РФ.
В ходе мониторинга было проверено 5 АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 21 АЗС федеральных и региональных сетей и 8 мелкосетевых и частных АЗС.
Отбор топлива для исследования проводился в режиме «тайного покупателя».
У Независимого топливного союза возникли большие вопросы к тому, как проводилось исследования ФАР.
- Методика «тайного покупателя», используемая ФАР, может дать неточный результат, а фиксируемый недолив - результат испарения.
Суть в том, что бензин при отборе топлива на АЗС подают не в топливный бак автомобиля, а в пластмассовую канистру в багажнике.
Затем бензин вручную переливается из пластмассовой канистры в мерное устройство.
Методика несовершенная и предполагает значительные ошибки измерения из-за испарения бензина, а также возможных утечек во время налива и перелива.
Естественные потери при текущей летней погоде могут составить 10%.
В связи с этим Независимый топливный союз рекомендует пользоваться для измерений утвержденной методикой проверки Росстандарта, а еще лучше - чтобы измерения проводились профильными специалистами.
- Небольшая выборка дает высокую ошибку.
В исследовании ФАР рассматривались 34 АЗС в 13 регионах, а по такому размеру выборки делать выводы обо всей генеральной совокупности (25 тыс АЗС в 85 регионах) - непрофессионально.
Ошибка выборки исследования ФАР составляет 16,8%, тогда как в нормальном статистическом исследовании этот показатель варьируется в районе 2-3%.
Это ведет к серьезным искажениям - при такой выборке с вероятностью 95% оценка не будет отличаться от ситуации по всей генеральной совокупности на 16,8% (отклонение слишком велико).
На этом основании Независимый топливный союз считает, что выводы исследования ФАР, по которым недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100%, является грубой манипуляцией.
- Несоблюдение пропорции между долями АЗС, принадлежащих ВИНКам, независимыми АЗС и региональными сетями искажает результаты исследования.
- Случайность выборки вызывает сомнения у Независимого топливного союза.
Вот по таким пунктам Независимый топливный союз критикует исследование ФАР.
При этом сам факт существования проблемы недолива союз не отрицает, но считает, она не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР.
Независимый топливный союз отдает должное службам Росстандарта, которые отслеживают ситуацию на АЗС.
У регулятора есть достаточный инструментарий для воздействия на нерадивых владельцев АЗС - оборотные штрафы, которые является эффективной мерой воздействия.
Также Независимый топливный союз обратился к юристам с просьбой оценить выводы ФАР на предмет подачи иска по ст 128.1 Уголовного кодекса РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации).