USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 86.98

+0.13

Природный газ 1.792

+0.05

, Обновлено 25 октября 08:28
4 мин
...

Россия создает «теневой флот» для обхода нефтяного эмбарго и потолка цен

России для поддержания экспорта на уровне 4 млн барр./сутки нефти, к имеющимся 240 судам потребуется добавить многие из недавно приобретенных судов.

Россия создает «теневой флот» для обхода нефтяного эмбарго и потолка цен

Москва, 24 окт - ИА Neftegaz.RU. Россия в преддверии вступления 5 декабря 2022 г. в силу эмбарго ЕС и начала работы механизма предельных цен, продвигаемого G7, создает «теневой флот» танкеров для обеспечения поставок нефти покупателям в третьих странах.
Об этом 22 октября 2022 г. сообщил Bloomberg.

  • объемы российской нефти, отгруженной морским путем, в сентября 2022 г. оказались выше, чем в феврале;
  • значительно сократились объемы поставок нефти в страны Европы и выросли объемы поставок в Азию, а также неустановленным покупателям;
  • таким образом, для обслуживания интересов России создается большой теневой флот нефтеналивных танкеров с неизвестными владельцами:
    • создается сложная и по большей части скрытая сеть судов, владельцев, портов и безопасных переходов,
    • доминируют в ней организации, желающие иметь дело с Россией.
По мнению главного исполнительного директора Maersk Tankers A/S в Копенгагене К. Ингерслева, большое количество танкеров, проданных в последние 6 месяцев неназванным покупателям, указывает на создание теневого флота.
Рост торговли танкерами со стороны нераскрытых организаций, базирующихся в Дубае, Гонконге, Сингапуре и на Кипре, отмечает и руководитель отдела исследований танкерного рынка судового брокера Braemar А. Сингх.
Многие из продаваемых танкеров являются старыми судами и попадут в теневой флот, а российский судовладелец Совкомфлот (СКФ) также поставляет несколько танкеров.

По оценкам судового брокера Braemar, России для поддержания экспорта на уровне 4 млн барр./сутки нефти, к имеющимся 240 судам потребуется добавить многие из недавно приобретенных судов.
Из 240 танкеров, 102 являются танкерами типоразмера Aframax, 58 - Suezmax и 80 - супертанкеров (Very Large Crude Carrier, VLCC).
В 2021 г. эти танкеры перевозили иранскую и венесуэльскую нефть.

Кроме того Bloomberg прогнозирует рост числа случаев перевалки нефти с одного судна на другое (ship-to-ship, STS).
Это связано с риском прямого экспорта нефти из российских портов в условиях санкций, а также с необходимостью использования на дальних маршрутах более крупных танкеров, которые в силу своего размера не могут зайти в российские порты в Балтийском море.
При организации перевалки по схеме STS, возможно использование схемы с танкером-накопителем, в который будет доставляться нефть более мелкими танкерами типоразмера Aframax, которые будут работать как танкеры-челноки.

Для организации такой схемы потребуются места для перевалки нефти - безопасные гавани или относительно спокойные морские воды, которые не подпадают под юрисдикции, в которых действуют антироссийские санкции или ограничения.
Некоторые судовые брокеры предлагали возможные места, такие как Гибралтар и Сеута (полуэксклав Испании на северном побережье Африки, напротив Гибралтара), но другие сомневались, ссылаясь на связи этих регионов с Великобританией и Испанией, которые ограничивают торговлю с Россией.
Другой вариант перевалки STS может быть организован в открытом море, в Атлантическом океане, где воды выходят за пределы морской юрисдикции европейских стран.
Грузоотправители, по данным издания, сосредоточились на районе в середине Северной Атлантики недалеко от Азорских островов, автономного региона Португалии.

К логистическим трудностям при поставках российской нефти покупателям, добавятся сложности с поиском стандартной страховки в отрасли.
Большинство танкеров застраховано от рисков, включая разливы нефти, 13 организациями-членами Международной группы клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, IGP&I), многие из которых находятся в Европе.
Санкции ЕС запрещают предоставление с 5 декабря 2022 г. страхового покрытия для морских перевозок российской нефти, в то время как сама IGP&I не может рассчитывать на перестрахование от компаний ЕС.
Великобритания пока не полностью последовала за ЕС, т.е. некоторое покрытие все еще может быть доступно, т.к. IGP&I базируется в г. Лондон.

Установление потолка цен на российскую нефть делает европейские услуги и страхование доступными для компаний, которые платят за российскую нефть в пределах потолка цен.
Это оставляет возможность для задействования судоходных компаний Греции, Мальты и Кипра с их большими танкерными флотами, а также предоставление услуг по страхованию от страховщиков ЕС.
Одновременно последний пакет санкций ЕС содержит жесткую меру, согласно которой танкер не будет допущен к страховщикам и перестраховщикам ЕС для любых грузов, в т.ч. нероссийских, если он будет перевозить нефть, не соблюдая потолок цен.
ЕС является центром страхования и перестрахования, что делает соблюдение санкций ЕС неопределенным вопросом для владельцев танкеров.
С другой стороны, реализация ограничений ЕС еще не оформлена официально и также зависит от других стран G7, которые предпримут аналогичные действия.

С другой стороны, Россия достаточно уверенно выстраивает логистические цепочки в восточном направлении.
Ранее Reuters писал, что Роснефть переходит к обеспечению доставки нефти покупателям до пункта назначения и берет на себя расходы по страхованию и фрахту.
Роснефть уже зафрахтовала свой первый танкер типоразмера Suezmax для отправки груза нефти сорта Urals из Черного моря в Индию, а на октябрь компания зафрахтовала танкеры совокупным дедвейтом почти 1 млн т.
Также решаются вопросы со страхованием перевозок.
Попавший под санкции СКФ лишился страховки от IGP&I, но решил проблему за счет привлечения российских страховщиков.
С этой страховкой отказалась работать ExxonMobil в рамках проекта Сахалин-1, однако азиатских покупателей такая схема устроила.

Россия неоднократно предупреждала, что не будет поставлять нефть и другие энергоносители странам, которые поддержат потолок цен.
Президент РФ В. Путин в ходе ВЭФ 7 сентября 2022 г. назвал потолок цен «абсолютно тупым решением» и предупредил, что если Запад решат ограничить цены на российские энергоносители, Россия прекратит поставки любых энергоносителей - газа, нефти, угля, топочного мазута - в страны, поддержавшие эту меру.
Эту же позицию В. Путин подтвердил в ходе выступления на РЭН-2022 12 октября.
Вице-премьер РФ А. Новак уточнил, что поставок не будет независимо от уровня потолка - 60 долл. США/барр. или какой-либо другой, Россия намерена работать только с теми потребителями, которые готовы работать на рыночных условиях.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram