USD 87.8754

-0.21

EUR 96.1018

-0.2

Brent 82.74

-2.01

Природный газ 2.125

+0.03

4 мин
...

Частные топливные трейдеры создали ассоциацию на бирже РФ для защиты своих интересов

Регистрация ассоциации в Минюсте РФ запланирована на начало апреля 2024 г.

Частные топливные трейдеры создали ассоциацию на бирже РФ для защиты своих интересов

Москва, 21 мар - ИА Neftegaz.RU. Крупные частные топливные трейдеры учредили профильную Ассоциацию товарных брокеров (АТБ), которая будет действовать на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
Об этом сообщила пресс-служба АТБ.

По данным пресс-службы:
  • учредителями ассоциации стали Алгоритм Топливный Интегратор, Руант, Петролеум Трейдинг, Мосрегионгаз и Топливная компания Транзит Сити;
  • регистрация ассоциации в Минюсте России запланирована на начало апреля 2024 г.;
  • после прохождения необходимых регистрационных процедур двери АТБ будут открыты для всех профессиональных участников рынка.
Целью АТБ станет организация конструктивного диалога с регуляторами, а также защита интересов участников торгов.
Ассоциация также намерена содействовать развитию товарного рынка.
Поскольку в составе АТБ удалось собрать вместе крупнейших независимых товарных брокеров, то ассоциация сможет отражать интересы и мнение значительной части рынка, считают трейдеры.

В последние годы СПбМТСБ ведет активную работу над совершенствованием торгов нефтепродуктами.
Вводятся новые инструменты торговли и механизмы поставок топлива, в частности с участием Оператора товарных поставок (ОТП) на трубопроводах (Транснефть) и на железнодорожном транспорте (РЖД).
Помимо этого, введен Кодекс профессиональной этики участников торгов.

Особенно активно изменения в процессе торгов вводились СПбМТСБ в период ценового кризиса на топливном рынке 2023 г., когда цены на нефтепродукты на бирже стремительно повышались.
Тогда биржа начала применять совершенно новый инструмент торгов - аукцион открытия, участила штрафы и ограничения, затем ввела в Кодекс термин Недобросовестные торговые практики (под ними понимается недобросовестное использование роботов), а позже стала приостанавливать допуск к торгам участников за использование роботов.

Напомним, 29 января 2024 г. глава Российского топливного союза (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) Е. Аркуша сообщал, что участники топливного рынка обращают внимание регуляторов на резкий рост использования недобросовестных практик при покупках нефтепродуктов на СПбМТСБ.
Использование роботов фактически закрывает возможность купить нефтепродукты на бирже добросовестным покупателям, в результате они вынуждены по завершении торгов на СПбМТСБ приобретать топливо у перекупщиков.

В конце января 2023 г. ФАС РФ сообщала, что снижение оптовых цен на нефтепродукты в полной мере не отразилось в мелкооптовом сегменте.
На этом фоне ведомство обещало запросить у нефтяных компаний данные о разнице динамики цен бензина и дизельного топлива в оптовом и мелкооптовом сегментах.

7 февраля 2024 г. стало известно, что совет секции Нефтепродукты на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) отметил снижающийся объем неудовлетворенного спроса на бензин и наказал нарушителей.

Старший вице-президент СПбМТСБ А. Карпов сообщал, что площадка сохранит в секции Нефтепродукты действие всех мер, принятых в разгар ценового кризиса 2023 г.
Он отметил, что функции биржи - организовать торги, выявить рыночную цену и обеспечить доступ максимального количества потребителей к ресурсу.

Тезисы А. Карпова:
  • однако, СПбМТСБ - это больше 25% рынка нефтепродуктов РФ, а также основная инфраструктурная организация;
  • как говорится, положение обязывает, биржа может и должна предпринимать меры по сглаживанию рыночных колебаний.

Стабилизация цен на топливо

  • биржевые цены на бензин повышались фактически весь январь 2024 г. и увеличились к концу месяца по сравнению с началом 2023 г. на 24-26% на опасениях относительно дефицита предложения;
  • катализатором в начале января 2024 г. стала информация о том, что установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, НОРСИ) аварийно остановлены,
  • тогда вице-премьер России А. Новак анонсировал 1-1,5 месяца - минимальное время ремонта;
  • 31 января 2024 г. Минэнерго РФ заявило, что ситуация с обеспечением топливом всех субъектов РФ стабильная и находится под контролем Штаба Минэнерго РФ;
  • экспорт бензина в январе 2024 г. упал на 37%, а отгрузки на внутренний рынок превышают показатели 2023 г. на 7%;
  • также 7 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 на СПбМТСБ продолжала падать, падение цен на бензин Аи-92 началось 1 февраля 2024 г., когда он подешевел на 5,6%;
  • 2 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 упала на 4,3%, до 46,194 тыс. руб./т;
  • фактором снижения биржевых цен на бензин стало заявление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сделанное 31 января 2024 г.:
    • ряд нефтяных компаний не в полном объеме выполняет рекомендации по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок и на биржу,
    • существует ответственность за несоблюдение критериев на фоне увеличившегося спроса на бензин;
  • по мнению участников рынка, другими причинами изменения динамики стали:
    • снижение торговой активности,
    • ожидание коррекции цен вниз на фоне длительного роста в бензиновом сегменте СПбМТСБ;
  • в марте 2024 г. также продолжились атаки БПЛА на объекты нефтепереработки РФ:
    • 13 марта 2024 г. на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа после атаки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) остановлена крупнейшая установка первичной переработки нефти,
    • также 13 марта 2024 г. Новошахтинский НПЗ был остановлен из-за атаки БПЛА,
    • 13 марта 2024 г. возгорание на Рязанском НПЗ после удара БПЛА ликвидировано,
    • 16 марта БПЛА атаковали НПЗ Роснефти в Самарской области,
    • 17 марта БПЛА атаковали Славянский НПЗ в Краснодарском крае.


Автор: А. Хасанова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram