23 апреля 2020 г. было как бы указано новое место - порт Абердин на восточном побережье Великобритании, куда Черский должен прибыть 1 мая 2020 г.
Это нефтесервисный хаб, и было любопытно, как среагируют американцы.
Вероятно, как -то среагировали, потому что уже 26 апреля 2020 г. VesselFinder сообщил, что портом назначения Черского указан порт Находка, которого он должен достичь 1 июля 2020 г.
Этакая 5-месячная кругосветка для краново-монтажного судна, стоимость аренды которого составляет более 100 тыс долл США/сутки
Именно из этого порта 10 февраля 2020 г. российский трубоукладчик отправился в свое трудное путешествие.
Сейчас Черский проходит пролив Ла-Манш, следуя у его западной оконечности на восток со скоростью 8,5 узлов.
В кильватере Черского идет мощный спасательный буксир Северного флота Николай Чикер проекта Р-5757.
В 110 морских милях восточнее, за п-вом Котантен Черского ожидает новейший танкер Академик Пашин Северного флота РФ.
Собралась очень серьезная группа поддержки.
КМТУС Академик Черский уже много раз менял пункты назначения на своем пути в Балтийское море.
- 10 февраля 2020 г. КМТУС Академик Черский вышел из порта Находка, практически сразу же выключив AIS,
- затем был Сингапур,
- далее миновал Коломбо (Шри-Ланка),
- 17 марта обнаружилось к северу от о. Мадагаскар, вместо Суэца (южной оконечности Суэцкого канала),
- 23 марта 2020 г., - продолжил путь на юг,
- затем был назван Кейптаун в ЮАР,
- обогнув мыс Доброй Надежды, судно указало Пуэнт-Нуар в Республике Конго,
- 18 апреля судно не зашло в Лас-Пальмас, анонсировав Порт Саид (северную оконечность Суэцкого канала) в качестве следующей точки назначения,
- 21 апреля стало понятно, что Черский продолжает путь на север,
- 23 апреля назван новый порт - Абердин в Великобритании.
Это был ожидаемый маневр, поскольку маршрут через Суэцкий канал был сопряжен как минимум с 3 серьезными рисками:
- проход через Аденский залив, где активны сомалийские пираты,
- проход через сам Суэцкий канал, который по сути является бутылочным горлышком,
- проход через Гибралтарский пролив, где дерзкие англичане задержали иранский танкер Grace1 (позднее Adrian Darya 1) по запросу США.
Для обывателей это увлекательно - следить за маневрами Черского.
18 апреля 2020 г. Черский вновь порадовал, неожиданно указав, что пойдет через пролив Гибралтар в Порт Саид на Средиземном море, но направился на северо-запад.
Можно только представить, как извелись власти США в попытках ввести санкции против страховщиков.
Без морского страхования судно не может зайти в порт, его не пустят в территориальные воды и тд.
Новые конспирологические версии
Формально порт Находка является вполне адекватным вариантом конечной точки маршрута для КМТУС Академик Черский.
На указанные сроки внимания не обращаем, главное, чтобы были.
И тут снова возникают версии.
1. Кругосветку отметаем сразу - дороговато будет.
Хотя конспирологически можно предположить, что проход Черского по Северному морскому пути был бы заметным явлением для мирового судоходства.
Пока западные компании отказываются от использования СМП, это была бы хорошая реклама.
Но проход по СМП такого судна рискованный даже в кильватере супермощных ледоколов.
Особенно - в Айонском ледяном массиве Восточно-Сибирского моря, где только с конца июня по ноябрь открывается полынья для прохода судов.
2. Черский продолжит путь к ранее поставленной цели - строительству МГП Северный поток-2.
Черскому дали от ворот поворот в Абердине из-за запроса властей США, и чтобы не менять постоянно порты назначения был указан финальный порт Находка, куда Черский когда -нибудь вернется.
Какие сложности ожидают Черского при достройке МГП Северный поток-2:
- штормовые условия Балтики,
- необходимости учесть сроки нереста трески в глубоководной зоне у о. Борнхольм,
- опасность с бочками иприта на дне, что делает работу опасной и не такой быстрой.
- потребуется провести осмотр и, возможно, планово-предупредительный ремонт (ППР) судна,
- нужно время на дооснащение Черского под работу с диаметр ТБД проекта.
На все потребуется еще месяца 3.
То есть работу Черский закончит к 1 октябрю 2020 г, когда полынья в Восточно - Сибирском море закроется.
Поэтому можно предположить, что к 1 июля Черский не вернется в порт Находку.
Вероятнее всего, закончив строительство МГП Северный поток-2, Черский неспешно вернется к марту 20201 г. в порт Находку обычным маршрутом: через Гибралтар, Суэц и тд, потратив на рейс те же 5 мес.
И пора перейти к 3 версии.
3. Судно отправлялось в свой длительный поход с целью дооборудования на одной из российских верфей для работы на проекте Сахалин-3, для которого Газпром в свое время и приобретал КМТУС Академик Черский (ранее Jascon 18).
Проект Сахалин-3, который также находится под санкциями США, очень важен с точки зрения увеличения объемов и диверсификации маршрутов поставок газа в Китай.
Месторождения этого проекта должны стать ресурсной базы для МГП Сила Сибири-3 (Дальневосточный маршрут поставок газа в Китай).
Этот маршрут очень интересует китайскую сторону, которая рассчитывает здесь на низкую цену газа за счет более короткого плеча доставки.
Но маршрут не совсем чтобы был приоритетным для властей РФ, которые хотят сначала увеличить транспортировку по МГП Сила Сибири-1 (Восточный маршрут) и построить МГП Сила Сибири-2 (Западный маршрут).
КМТУС Академик Черский должен обеспечить газотранспортное строительство морского участка МГП и обслуживания объектов Киринского месторождения.
Ресурсная база МГП Сила Сибири-3 находится на шельфе, где добыча гораздо дороже, логистическое преимущество может оказаться не столь ощутимым.
Да и контракт по МГП Сила Сибири-3 пока не подписан, а в последнее время активизировались работы по западному маршруту поставок газа в Китай - МГП Сила Сибири-2.
Поэтому вероятность того, что КМТУС Академик Черский рискнет пройти по Северному морскому пути и пойдет на Дальний Восток, крайне мала.
Напомним, что МГП Северный поток-2 - 2-ниточный напорный газопровод протяженностью 2460 км (по 2 ниткам) и пропускной мощностью 55 млрд м3/год газа, соединяющий Россию и Германию по дну Балтийского моря.
Строительство газопровода было приостановлено 22 декабря 2019 г. из-за санкций США против судов-трубоукладчиков, участвующих в проекте.
На тот момент проект был завершен на 93% - на дно Балтийского моря было уложено 2300 км по обеим ниткам.
Остается достроить лишь 160 км линейной части, включая мелководный участок в Германии и 50-70 км глубоководного участка (в зависимости от нитки) в водах Дании.
Планируется, что МГП Северный поток-2 будет введен в эксплуатацию в 2020 г. или 1м квартале 2021 г.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина