USD 75.4727

-0.34

EUR 89.888

-0.01

BRENT 47.75

-0.86

AИ-92 43.29

+0.01

AИ-95 47.62

+0.1

AИ-98 53.01

+0.11

ДТ 48.55

+0.02

, Обновлено 30 января 22:48
6 мин
7649

Stril Explorer маневрирует, Mustang - на ремонте, а Nord Stream 2 обсуждает с Данией газопровод Северный поток-2

Вопрос, строить или не строить, не стоит. Но Газпром явно не торопится анонсировать план достройки МГП Северный поток-2

Москва, 29 янв - ИА Neftegaz.RU. Датское энергетическое агентство (ДЭА) и Nord Stream 2 продолжают переговоры по поводу завершения строительства датского участка магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
28 января 2020 г. это подтвердил глава пресс-службы ДЭА Т. Фалбе-Хансена.

Тезисы Т. Фалбе-Хансена:
  • переговоры продолжаются,
  • строительство МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к юго-востоку от о. Борнхольм не ведется,
  • ДЭА ежедневно получает отчеты о результатах инспекции МГП Северный поток-2 с борта Stril Explorer, которое проводит контроль с помощью подводных аппаратов с дистанционным управлением.
Упорные переговоры с ДЭА подтверждает команда Nord stream-2.
С 16 января 2020 г. многофункциональное судно Stril Explorer под норвежским флагом проводит исследования по маршруту газопровода.
Данные MarineTraffic:
  • 29 января 2020 г. Stril Explorer отклонился от маршрута МГП Северный поток-2 и ненадолго зашел в порт Рённе на о. Борнхольм.
  • Затем Stril Explorer покинул порт, местом его назначения указана точка южнее о. Борнхольм.
Маршрут МГП Северный поток-2 проходит к юго-востоку от о. Борнхольм, так что речь может идти просто о возвращении к работам.
Однако ранее при работах по инспекции трассы МГП Северный поток-2 в качестве точки назначения Stril Explorer незатейливо значилось «проведение обследования».
Не исключено, что судно завершает инспекционные работы, хотя возможен и вариант с чисто техническим заходом в порт.
Примечательно, что 29 января 2020 г.,уходит еще одно судно, ранее задействованное в проекте Северный поток-2.
Судно снабжения Oceanic вышло из немецкого порта Мукран, являющегося логистической базой Проекта.
По данным MarineTraffic, судно следует в датский порт Ниборг, куда прибудет вечером 29 января.
Сенсации никакой нет - Oceanic был частью масштабного флота, собранного Allseas для строительства МГП Северный поток-2.
Однако 21 декабря 2019 г. вступили в силу очередные санкции США, и 22 декабря Allseas приостановила   работы, а  потом увела суда.

Ситуация на газовом рынке Европы
Не стоит забывать, что к началу 2020 г. в ПХГ Европы было накоплено значительное количество природного газа.
После заключения транзитного контракта РФ-Украина эти запасы, ставшие излишками, потихоньку выбрасывают на рынок.
Это давит сверху на газовые цены, которые на споте стремительно падают.
Впрочем, излишки когда-то закончатся, и падение цен остановится.
А вот СПГ из США, где цен на газ упали неприлично низко, продолжит давить на газовый рынок Европы.

Сроки строительства МГП Северный поток-2
Торопиться не нужно, вероятно, решили в Газпроме.
Разрешение от ДЭА можно ждать не ранее марта 2020 г.
Очень даже вероятно, что власти Германии продлят срок действия исключения для МГП Северный поток-2 в рамках 3го энергопакета ЕС.
Следовательно процес достройки начнется в апреле - мае 2020 г.
Но не нужно забывать о том, что каждое лето работы в районе о. Борнхольм запрещаются на июль-август из-за нереста трески.
Спорить сложно - треска (Gadus morhua L.) - это наиболее ценная промысловая рыба Балтики и один из ключевых видов экосистемы моря.
Известно, что северная часть недостроенного участка МГП частично попадает в зону движения мальков трески и  взрослых особей.
Это было отражено в разрешении ДЭА.
Впрочем, к моменту подхода к этому району судов-трубоукладчиков нерест может закончиться, и мальки уже благополучно уплывут в места нагула.  

Кто будет строить
Вопрос, касающийся привлечения к работам конкретных судов-трубоукладчиков, в ходе переговоров ДЭА и Nord Stream 2, не обсуждается.
Разрешение Дании на строительство МГП Северный поток-2, выданное в октябре 2019 г. после 2 лет проволочек, распространяется на работы по строительству газопровода, но не на конкретные суда.
В документе указано, что укладка будет осуществляться с использованием судна, оборудованного системой динамического позиционирования (ДП).
ДЭА должно будет дать оценку, возможно ли будет использование для строительства МГП Северный поток-2 судов, не оборудованных системой динамического позиционирования.

Требование Дании по использованию при строительстве морских трубопроводов судов, способных к динамическому позиционированию, вполне объяснимо.
На дне Балтийского моря лежат 267 тыс. т бомб, снарядов и мин, затопленных после окончания Второй мировой войны.
В частности, в районе о. Борнхольм в 1947 г. союзниками было захоронено 30 тыс. т химических боеприпасов вермахта.

Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна не является самоходной и позиционируется при работе с помощью современной 12-якорной системы позиционирования, и, казалось бы, не подходит под требования Дании для достройки МГП Северный поток-2.
Однако ТУБ Фортуна, работая на российском участке МГП Северный поток-2, уже доказала, что при поддержке буксиров может вести очень точную укладку газопровода.
Используя оборудованное системой динамического позиционирования судно-якорезаводчик Kamara, прибывшее в порт Мукран 21 января 2020 г, ТУБ Фортуна вполне может удовлетворить требование Дании.
Использование ТУБ Фортуна в датских водах будет возможно в случае одобрения Датским агентством по охране окружающей среды (Danish Environmental Protection Agency, DEPA) дополнений в заявку на разрешение строительства МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании, поданной Nord Stream 2.
Дополнения, предусматривающие разрешение на укладку в ИЭЗ Дании судам-трубоукладчикам с якорным позиционированием, предварительно обсуждалось с датской стороной в самом начале 2020 г. и реакция датской стороны не исключала возможности внесения изменений в разрешение на строительство, выданное ДЭА в октябре 2019 г.

Но прибытие судна-якорезаводчика Kamara говорит о том, что без динамического позиционирования не обойтись.
И вот почему.
Есть риск, что якорь ТУБ Фортуна или Дефендер могут пробить бочки с ипритом, которые были сброшены на шельфе о. Борнхольм в 1947 г. советскими военморами в рамках уничтожения фашистских отравляющих веществ времен 2 мировой войны.

mustang ship 2020.jpg

Поэтому для ТУБ Дефендер, которая тоже будет достраивать МГП Северный поток-2, тоже подобран буксир с системой ДП - юркий якорезаводчик Mustang, который стоит в гавани Ваалхейвен порта Роттердам, неспешно ожидая ремонта.
На ремонт тоже возьмите пару месяцев, так что в пару к ТУБ Дефендер буксир Мустанг встанет не ранее апреля 2020 г.

batiskaf 1855 Priz 1 2018.jpg

Не будем забывать и о водолазах ВМФ России, которые имеют славную историю еще со времен ЭПРОНа.
С запада просачивается противоречивая информация  о водолазной версии достройки.
Власти РФ сначала не опровергали эту версию, но потом - резко замолчали.
А датские военные утверждают, что их спутник Ulloriaq в январе 2020 г. обнаружил суету в датских водах у точки прекращения строительства МГП Северный поток-2 :
  • 1 тяжелый ракетный подводный крейсер проекта 941 Акула (ПЛАРБ 3го поколения) проводил подводное патрулирование зоны достройки;
  • 4 глубоководных батискафа проекта 1855 Приз маневрировали.
Бравые датские военные утверждают, что МГП Северный поток-2 потихоньку достраивается с севера на юг.
Очевидно, что если это так, то власти РФ молчат по соображениям военной секретности.
Теоретически, водолазная версия имеет место быть:
  • водолазы могут достраивать глубоководный участок МГП в водах Дании, потому что Призы, модернизированные на Канонерском заводе, оборудованы используемой при повышенном давлении  системой гипербарической сварки на глубинах до 700 метров;
  • Акулы вполне могут принять 20 труб в ракетные шахты для достройки газопровода. Габаритные размеры ракетных шахт для Р-29РМ это позволяют.
В текущей ситуации вопрос дороговизны этого варианта даже не рассматривается.
А если учесть, что летом на том участке будет наложен 2-месячный запрет на строительство из-за нереста трески, то водолазное строительство может сэкономить хотя бы часть этого времени.  
Использовать ПЛАРБ для доставки труб МГП Северный поток-2 - это похлеще возвращения Крыма в состав РФ будет!
Это так любит В. Путин, поэтому такой вариант однозначно имеет право на жизнь.
Хотя более вероятно, что батискафы исследуют дно на предмет наличия бочек с ипритом, чтобы не случилась экологическая катастрофа при укладке труб.

План достройки баржами
Обе баржи потянут нитки с юга из вод Германии в воды Дании для соединения с построенными судами Allseas участками 2х ниток МГП или навстречу водолазам.
Не исключено, что ТУБ Фортуна тестово начнет строительство своей нитки раньше апреля 2020 г.
Во всяком случае, экипаж Фортуны находится в постоянной боевой готовности, возможно, для загрузки ПЛАРБ очередной партией труб. 

На момент остановки МГП Северный поток-2 построен на 93% - было уложено более 2300 км из около 2460 км трассы (по обеим ниткам).
Остается достроить 160 км газопровода, включая небольшой участок (2 нитки по 8 км) в немецких водах и менее половины датского участка (50-70 км в зависимости от нитки).
Скорость строительства морского участка МГП у ТУБ Фортуна и Дефендер составит около 1 км/сутки.
Соответственно, при непрерывной трубоукладке для завершения строительства линейной части 2х ниток МГП Северный поток-2 баржам потребуется около 90 дней.
В. Путин заявил о том, что газопровод точно заработает до конца 2020 г. или в 1м квартале 2021 г.
Таким образом, с нерестом трески или без оного, ТУБ Фортуна и ТУБ Дефендер со товарищи успевают достроить газопровод в анонсированный В. Путиным срок. 
Ждем разрешения ДЭА.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Facebook




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»