Для многих морских операций очень важно держать судно в фиксированном положении и курсе.
Системы ДП автоматически контролируют положение и курс судна с помощью постоянно действующих движителей и уравновешивают силы окружающей среды (ветер, волны, течение и тд).
Силы окружающей среды, как правило, перемещают судно из желаемого положения, в то время как автоматически управляемая тяга уравновешивает эти силы и удерживает судно в требуемом положении.
Система ДП позволяет судну:
- двигаться по заранее установленной траектории, для точного маневрирования или удержания курса в рамках трубоукладки;
- двигаться с заранее заданной скоростью;
- оставаться на заданной точке бурения.
- буровые суда и полупогружные буровые установки (ППБУ) - чтобы оставаться на точке во время бурения на глубоководье;
- суда снабжения морских платформ - чтобы удерживать позицию в открытом море, разгружая запасы или загружая добытые ресурсы или отработанные материалы;
- трубоукладочные и морские строительные суда - для удержания положения.
По мере того, как разведка нефти и газа продвигается в более глубокие воды, повышается спрос на систему ДП, что позволяет снизить риски нештатных ситуаций при разведке и добыче.
Основные компоненты любой системы DP:
- система позиционирования, обычно GPS;
- компьютер DP;
- двигатели.
Компьютер ДП рассчитает требуемую тягу.
Расчетная тяга применяется подруливающими устройствами, чтобы сохранить положение судна.
Преимущества системы ДП:
- быстрое и простое позиционирование и маневренность судна. Нет необходимости в швартовых, буксирах и трудоемких операциях с якорями;
- возможность работы в сверхглубоких водах, где трудно установить причальные линии;
- легко изменить местоположение или направление движения, чтобы избежать последствий плохой погоды;
- быстрое отсоединение и возможность отплыть в случае необходимости;
- безопасно при работе на перегруженном морском дне со многими трубопроводами, захороненными боеприпасами, швартовыми от других судов или подводных сооружений, таких как коллекторы, устья скважин, стояки и тд.
- высокие капитальные затраты на проектирование и установку систем ДП;
- высокий расход топлива и повышенная стоимость обслуживания. Высокий OPEX ( операционные расходы);
- на мелководье проигрывает по стоимости с швартовыми;
- риск серьезных последствий в случае отказа оборудования во время прокладки труб или во время операций вблизи стационарных морских платформ (МП).