Об этом свидетельствуют данные многочисленных порталов отслеживания судов, к примеру, портала Vesselfinder.
Интрига в том, что 10 февраля 2020 г. Академик Черский покинул порт Находка на Дальнем Востоке и отправился в сторону порта Сингапура, куда он пришел 22 февраля 2020 г.
Переход из Находки планово занял 12 дней.
Газпром флот - собственник Черского, молчит.
Поэтому у обывателей было 3 конспирологические версии:
- (а) дооснащение Черского на материнской верфи Kwong-Soon shipyard в Сингапуре, для строительства магистрального газопровода (МГП) диаметром Ø30 дюймов на Киринском газоконденсатном месторождении (ГКМ) проекта Сахалин-3,
- (б) дооснащение на верфи в Сингапуре с целью последующего участия в достройке МГП Северный поток-2,
- (в) проследование на западные верфи России в гг. Калининграде или Санкт-Петербурге, если верфи в Сингапуре, испугавшись санкций, откажутся дооснастить Черского.
Вариант А и вариант Б оказались под вопросом, потому что Черский не остался в Сингапуре.
Поэтому основной версией стала версия В - вперед на российские верфи на западе страны.
В Сингапуре находятся крупные верфи по строительству судов и морских платформ (МП) для нефтегазовой отрасли промышленности.
Именно там был построен КМТУС Черский.
Предполагалось, что именно в Сингапуре российский трубоукладчик будет проходить дооснащение, ведь еще в январе 2020 г. Газпром флот провел конкурс на установку сварочного оборудования на судне.
Однако Черский задерживаться в Сингапуре не стал и взял курс на Шри-Ланку: 24 февраля 2020 г. судно - трубоукладчик передало по автоматизированной идентификационной системе (АИС) информацию, что берет курс на порт Коломбо.
Столица Шри-Ланки - транзитная точка для судов, направляющихся в Европу по самому короткому пути - через Суэцкий канал.
Маловероятно, что Академик Черский следует в г. Санкт-Петербург, обойдя пол земного шара, чтобы на одном из питерских судостроительных заводов (ССЗ) ОСК установить сварочное и технологическое оборудование и вернуться на проект Сахалин-3.
Да и необходимый средний ремонт основной двигательной установки, винтовой и валовой ходовой группы, который в условиях Находкинского судоремонтного завода (СРЗ) сделать нельзя, эффективнее провести на материнской судоверфи в Сингапуре.
Непонятно, Академик Черский вообще дойдет до Питера с большими проблемами в ходовой части?
Имена участников не сообщались, но общеизвестно, что их было 3.
Победитель подал документы 30 января 2020 г., когда конкурс продлили, указав стоимость работ 831 млн руб. - на 42 млн руб. дешевле оценочной стоимости.
В технической документации также не говорится, что работы по дооснащению будут проводиться в порту базирования - в Находке.
В Газпроме молчат.
По технической документации тендера, после дооборудования производительность судна должна составлять не менее 120−160 стыков/сутки.
Характеристики труб МГП Северный поток-2: прямошовные, большого диаметра (ТБД), с полимерным покрытием, внутренний диаметр - Ø 1153 мм, толщина стенок - 41, 30,9 / 34,6 мм по назначению, рабочее давление - 220 атм, вес - 10-12 т.
Рассчитывается она исходя из условий круглосуточной работы 4х сварочных постов.
Т.е. судно - трубоукладчик сможет укладывать 1,5 - 2 км/сутки линейной части газопровода.
Но есть нюанс, трубы для МГП Северный поток-2 имеют Ø 1153 - 1500 мм (ок. 60 дюймов), , т.е. в 2 раза больше, чем для проекта Сахалин-3, и без серьезного дооснащения Черский такие трубы укладывать не сможет.
И все же Академик Черский - чуть ли не единственный из 3х подходящих под строительство Северного потока-2 судов, которое имеет систему динамического позиционирования (ДП).
Ее не требовал датский регулятор, однако она предусмотрена в разрешении на укладку в экономической зоне Дании в Балтийском море.
Чтобы во время работ не зацепить лежащие на дне боеприпасы еще со времен Второй мировой войны.
Поэтому согласование с Датским энергетическим агентством в случае использования трубоукладчиков с якорным позиционированием (Фортуна и Дефендер) необходимо.
Минусом использования Академика Черского:
- необходимо пройти дооснащение;
- путь в Балтийское море займет у судна несколько месяцев.
Европейские судовладельцы действительно боятся американских санкций, а печальный пример Allseas наглядно показал, каково влияние Америки.
В настоящее время иностранные суда еще продолжают работы на проекте, однако они выполняют задачи, не связанные с достройкой, например, осуществляют наброску камней.
На баланс Газпром флота Черский попал в 2016 г.
Схема покупки была непростая, с участием МРТС, владельца мощного трубоукладочного флота, в т.ч. ТУБ Фортуна и ТУБ Дефендер, которые работали на проекте МГП Северный поток-2.
Глава Газпрома А. Миллер в январе 2020 г. сообщил, что МГП Северный поток-2 будет достроен своими силами, поскольку нет технологических препятствий, для преодоления которых потребовалась бы помощь извне.
Министр энергетики РФ А. Новак при этом в конце 2019 г. заявил, что газопровод может быть достроен судном Академик Черский.
Однако необходима его дополнительная подготовка к работам на Балтике.
По прогнозам министерства, запуск газопровода можно ожидать до конца 2020 г.
Напомним, что из-за санкций США Allseas остановила работы по строительству МГП Северный поток-2 22 декабря 2019 г.
На тот момент было построено 93% от своей проектной трассы.
Уложено более 2300 км из около 2460 км трассы (по обеим ниткам), остается достроить 160 км газопровода.
В. Путин веско заявил о том, что газопровод точно заработает до конца 2020 г. или в 1м квартале 2021 г., этот срок подтвердила и немецкая сторона.
Автор: А. Никитина, О. Бахтина