Об этом ДЭА сообщило 6 июля 2020 г.
Рекордная оперативность, если учесть, что запрос Nord Stream 2 был подан 5 июня 2020 г..
В условия использования трубоукладочных судов с динамическим позиционированием (ДП) в разрешении на строительство МГП Северный поток-2, выданное ДЭА 30 октября 2019 г, внесено разрешение на использование трубоукладочных суда с якорным позиционированием как отдельно, так и в сочетании с судами, оснащенными системой ДП.
Предыдущее разрешение неторопливые викинги обдумывали около 2 лет.
Впрочем, радость от оперативности датчан откровенно неполная, поскольку это не повлияет на начало достройки МГП.
Дело в том, что как раз в начале июля у острова Борнхольм начинается нерест мальков трески, и другим документом ДЭА регулярно запрещает в течение 2 месяцев любые работы в этой акватории.
Как и в случае с основным разрешением на строительство, ДЭА отводит 4 недели (до 3 августа 2020 г.) на подачу жалоб.
Будет еще много любопытного до начала строительства.
На подходе новые расширенные санкции США, которые могут задеть морских страховщиков, предприятия по модернизации судов, владельцев вспомогательных судов, а, возможно, и порты.
В Конгрессе США на рассмотрении находятся 2 варианта проекта законопроекта о расширении санкций против МГП Северный поток-2:
- более жесткий внесен в в начале июня 2020 г., который предполагает санкции даже против государства.
- более мягкий - в конце июня.
Осталось достроить всего-то около 7% МГП Северный поток-2, но рассчитывать власти РФ могут только на себя.
А. Меркель дерзко завила, что санкции США это попытка попрать право в Германии.
Власти Германии судорожно пытаются устранить коллизию, когда выбор прост: либо нарушить законодательство страны, либо - санкции США.
Но мы то знаем, что милые бранятся - только тешатся.
Германия никогда не пойдет против США - своего старшего брата.
В затылок Германии дышит Польша, которая на встрече набирающей силу Вышеградской 4ки, анонсировала желание стать лидером на европейском пространстве.
Поэтому ждать от А. Меркель революционных действия не стоит.
Уже очевидно, что достраивать МГП будут только российские суда:
- КМТУС Академик Черский с системой ДП и ТУБ Фортуна с надежной 12-точечной системой якорного позиционирования, которой нынешними изменениями разрешено участие в достройке МГП;
- новейшие российские суда снабжения проекта 22420: Остап Шеремета и Иван Сидоренко, которые уже на Балтике, и 7 июля 2020 г. прибудут в г. Калининград;
- в январе 2020 г. в порт Мукран прибыл якорезаводчик Kamara, а 1 февраля - судно-кабелеукладчик NDURANCE. Оба с системой ДП. Но - не факт, что власти США позволят им встать в пару с ТУБ Фортуна. Nord Stream 2 тоже опровергла подачу запроса на их использование.
Чепчиков по этому поводу никто не бросал, все прошло довольно буднично.
Задержки строительства МГП увеличивают расходы на проект:
- с октября 2019 г. ТУБ Фортуна стоит у причала в порту Мукран. То есть, практически 1 год Nord stream2 оплачивает Межрегионтрубопроводстрою аренду баржи, а портовым властям - портовые взносы;
- Черский загорает больше 1 месяца, но затраты на него гораздо выше. Стоимость аренды таких судов - более 100 тыс долл США/сутки. Так что с февраля 2020 г, когда он вышел из Находки, средств на содержание Черского ушло прилично.
- выданное ДЭА в конце октября 2019 г. разрешение предусматривает прохождение МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к юго-востоку от о. Борнхольм;
- юго-восточнее о. Борнхольм проходит трасса и МГП Северный поток, и казалось проблем не будет;
- однако в закон о континентальном шельфе Дании были внесены изменения, которые передали одобрение проектов газопроводов в территориальных водах королевства в ведение МИД страны, а основанием для принятия решения должны были стать нацинтересы. Это сделало перспективы одобрения основного маршрута МГП Северный поток-2 в территориальных водах Дании туманными, и Nord Stream 2 отозвала свою изначальную заявку;
- но на рассмотрении ДЭА уже находились 2 заявки на альтернативные маршруты в ИЭЗ Дании, которые регулируются международным правом, а не законом Дании о континентальном шельфе, т.е. из политических соображений отклонены быть не могли. Альтернативные маршруты предусматривали прохождение МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании к северо-западу или к юго-востоку от о. Борнхольм;
- базовым для Nord Stream 2 стал на северо-западный маршрут, но ДЭА запросило оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и попросило подать заявку по юго-восточному маршруту, который посчитало более подходящим. Ранее этот район являлся спорной территорией между Польшей и Данией (т.н. «польский банан») и был недоступен для разработки каких-либо проектов. После того, как этот спор был решен, ДЭА посчитало, что этот район будет оптимальных для строительства газопровода и в конце-концов одобрило юго-восточный альтернативный маршрут;
- разрешение на строительство от 30 октября 2019 г. распространяется на работы по прокладке газопровода, а не на конкретные суда, но укладка труб должна осуществляться с использованием судна, оборудованного системой динамического позиционирования. Такое требование имеет под собой обоснование, поскольку на дне Балтийского моря находится 267 тыс. т бомб, снарядов и мин, затопленных после окончания Второй мировой войны. Только в районе о. Борнхольм в 1947 г. союзниками было захоронено 30 тыс. т химических боеприпасов вермахта.
Вердикт:
- оставшаяся для достройки часть МГП Северный поток-2 проходит за пределами той зоны, где не рекомендуется донное траление, постановка на якорь и др. придонные работы из-за рисков, создаваемых сброшенными затопленными боеприпасами.
После истечения срока для обжалования нового решения Дании и по окончании нереста мальков трески работы могут начаться параллельно:
- ТУБ Фортуна будет достраивать небольшой, технологически связанный с датским, мелководный участок МГП в водах Германии.
- Черский достроит глубоководный участок в водах Дании, где из 147 км осталось достроить 50-70 км в зависимости от нитки.
В 2 руки трубоукладчики закончат строительство за 3 месяца, учитывая скорость трубоукладки.
Берем еще 3 месяца на пусконаладку.
Если строительство МГП Северный поток-2 начнется в сентябре 2020 г, то указанный В. Путиным сроку ввода в эксплуатацию 1 кв. 2020 г. - вполне реален.
Есть нюанс.
Если МГП Южный поток власти США в эндшпиле просто остановили в 2014 г, то тактика по МГП Северный поток-2 - другая, совершенно другая.
В проекте участвует европейский капитал, и просто остановить проект - не комильфо.
А вот тактика проволочек вполне себя оправдывает.
Поначалу выгодный проект увеличения прямых поставок российского газа в Европу потихоньку растрачивает рентабельность.
Мало достроить газопровод.
После окончания строительства газопровод необходимо:
- сертифицировать и обеспечить обслуживание;
- вывести на полную проектную мощность.
С загрузкой сложнее:
- рынок сетевого газа переживает период стагнации;
- узкое место проекта МГП Северный поток - 2 - возможное отсутствие мощностей газопровода - продолжения. Сейчас мощности МГП Eugal использует МГП Северный поток, и после ввода в эксплуатацию МГП СП2, МГП СП придется потесниться;
- останется транзит по ГТС Украины, который по контракту должен быть не менее 40 млрд м3/год.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина