Об этом Nord Stream 2 сообщила 16 июня 2020 г.
Запрос подан в качестве предупредительной меры в соответствии с рекомендациями Датского энергетического агентства (ДЭА).
Тезисы от Nord Stream 2:
- Nord Stream 2 реализует проект в соответствии с разрешением на строительство и оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС),
- поправка имеет отношение к возможному использованию судов с якорным позиционированием и является пояснением лишь одного из условий разрешения,
- подобная технология уже успешно применялась во время строительства датского участка эксплуатируемого МГП Северный поток, а также при строительстве участка МГП Северный поток-2 в водах Германии.
К юго-востоку от о. Борнхольм проходит трасса и МГП Северный поток, однако газопровод проходит в территориальных водах Дании, тогда как для Северного потока-2 возможность прохождения была по сути закрыта после внесения Данией изменений в законодательство о континентальном шельфе.
Прогнозируя осложнения с основным маршрутом МГП Северный поток-2, Nord Stream 2 подала альтернативные заявки о строительстве газопровода в ИЭЗ Дании к северо-западу, а затем и к юго-востоку от о. Борнхольм.
Именно юго-восточный альтернативный вариант маршрута МГП Северный поток-2 и был одобрен ДЭА.
В разрешении указывалось, что оно распространяется на работы по прокладке газопровода, а не на конкретные суда.
Укладка труб должна осуществляться с использованием судна, оборудованного системой динамического позиционирования (ДП).
Трубоукладочные суда с якорным позиционированием были оценены в отчете об ОВОС, но не являются частью разрешения ДЭА, выданного в октябре 2019 г.
Такое требование имеет под собой обоснование, поскольку на дне Балтийского моря лежат 267 тыс. т бомб, снарядов и мин, затопленных после окончания Второй мировой войны.
В районе о. Борнхольм в 1947 г. союзниками было захоронено 30 тыс. т химических боеприпасов вермахта.
Трассу МГП Северный поток-2 детально изучило исследовательское судно Stril Explorer в январе и в мае 2020 г.
ДЭА подтвердило получение запроса Nord Stream 2 и пообещало его рассмотреть.
В частности, ДЭА должно будет дать оценку, сможет ли компания использовать иные, не ДП-суда, для укладки труб.
Представитель ДЭА Т. Фалбе-Хансен заявил:
- ДЭА примет административное решение в соответствии с законом о континентальном шельфе и с обязательствами Дании в соответствии с Конвенцией ООН о морском праве.
- процесс вновь может затянуться надолго.
В порту Мукран в Германии, где расположен логистический терминал Проекта, находятся 2 российских трубоукладочных судна - краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский с ДП и трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна с надежной 12-точечной системой якорного позиционирования.
ТУБ Фортуна в тандеме с буксиром с ДП рассматривалась как один из основных кандидатов для достройки Газопровода.
Но когда Nord Stream 2 опровергла подачу соответствующего запроса властям Дании, а КМТУС Академик Черский вышел из Находки, стало ясно , что возможны варианты.
Позже предполагалось, что ТУБ Фортуна будет достраивать небольшой, технологически связанный с датским, мелководный участок МГП в водах Германии.
КМТУС Академик Черский - глубоководный участок в водах Дании, где из 147 км осталось достроить 50-70 км в зависимости от нитки.
Но вот уже 1 месяц Черский стоит в порту Мукран, а Фортуна там почти прописалась.
Аренда таких судов стоит денег.
Газпром уже опечалил результатами работы за 1й квартал 2020 г, что будет во 2м квартале?
Идет чрезвычайно напряженная невидимая борьба между властями РФ и США, и появляющиеся новости лишь подтверждают их накал.
Черский успешно преодолел таки сложную трассу до порта Мукран, но сколько эмоций было, когда он менял курс, менял порт назначения.
Очевидно, что Черский с ДП - лучший вариант для глубоководной достройки газопровода, но есть перспектива санкций, и Газпром со товарищи все не по разу взвешивают.
Власти США пообещали ввести санкции не только на морское страхование, но и вообще на любое движение в части Проекта.
Вероятно, властями РФ принято решение иметь возможность строить везде и всем, а там уже - по обстоятельствам.
В случае разрешения от ДЭА на использование судов с якорным позиционированием, КМТУС Академик Черский и ТУБ Фортуна могут достраивать нитки МГП Северный поток-2 в водах Дании параллельно.
Именно так работала швейцарская Allseas, трубоукладочные суда которой - Pioneering Spirit и Solitaire укладывали каждый свою нитку газопровода.
Allseas остановила работы 21 декабря 2019 г. из-за санкций США.
Для компании это был прописанный в контракте форс-мажор, и потерь не было.
А вот у властей РФ работы прибавилось.
Проект был завершен на 93% - уложено 2300 км по обеим ниткам, осталось - 160 км линейной части.
Сейчас в Мукране ведется подготовка к возобновлению строительства газопровода.
Срок ввода МГП Северный поток-2 в эксплуатацию - конец 2020 г. или 1й квартал 2021 г.
Однако на подходе расширенные санкции США, на которые Германия обещала ответить по-серьезному.
Автор: Е. Алифирова