USD 63.8135

-0.38

EUR 70.7245

-0.38

BRENT 64.61

+1.2

AИ-92 42.39

0

AИ-95 46.09

-0.01

AИ-98 51.5

+0.01

ДТ 47.86

+0.02

5 мин
1388

Обновлено 4 августа в 10:54

Тиражируй это. Литва предлагает свой опыт эксплуатации плавучего СПГ-терминала Кипру

Опыт Klaipedos nafta - оператора FSRU Независимость - трудный и печальный, но - опыт... , который пригодится в проекте Vassiliko FSRU

Вильнюс, 30 июл - ИА Neftegaz.RU. Литовская Klaipedos nafta хочет стать субподрядчиком по разработке проекта FSRU на о. Кипр.
Об этом пресс-служба Klaipedos nafta сообщила 29 июля 2019 г.


Кипрская государственная газовая компания DEFA в октябре 2018 г. объявила тендер на проектирование, строительство и эксплуатацию плавучего СПГ-терминала в заливе Василикос.

Залив Василикос, где будет FSRU

Кто был в г. Лимассоле, к примеру, в отеле Le Meridien. помнят эти трубы и устойчивый запах цемента, если ветер дует оттуда.
Завод, расположенный в заливе Василикос закрыли, но теперь хотят построить СПГ- терминал.
Теперь запах цемента, вероятно, заменит запах одорируемого газа.
Согласно конкурсной документации, СПГ-терминал на о. Кипр будет включать в себя FSRU, причал для швартовки FSRU, причальный газопровод и соответствующую инфраструктуру для обеспечения поставок природного газа на крупнейшую тепловую электростанцию (ТЭС) Василикос на о. Кипр.
Вместимость Vassiliko FSRU должна составлять не менее 125 тыс. м3, терминал доложен быть способен принимать танкеры-газовозы мощностью 120 тыс. м3 - 217 тыс. м3.
Стоимость проекта составляет 500 млн евро, из них более 100 млн выделено из фондов ЕС.
Победитель конкурса должен быть определен до конца 2019 г., а сам терминал планируется запустить в 2021 г.
В июле 2019 г. заявки на участие в тендере подали 3 консорциума:
1. СП China Petroleum Pipeline Engineering (CPP), Aktor S.A., Metron S.A.,
2. Консорциум: Samsung C&T, Posco E&C, Mitsui O. S. K. Lines и Osaka Gas. 
3. Евроконсорциум: DAMCO Energy, ENAGAS service solution, GasLog LNG Services, SNAM, Terna 

Литва стремится по максимуму использовать возможности терминала сжиженного природного газа (СПГ) в порту Клайпеды.
Klaipedos nafta, являющаяся оператором плавучего регазификационного терминала (FSRU) Независимость, решила поделиться накопленным опытом с Кипром.
Klaipedos nafta договорилась с Консорциумом 2: Samsung C&T, Posco E&C, Mitsui O. S. K. Lines и Osaka Gas выступить в качестве субподрядчика. 
В случае успеха Klaipedos nafta объединится с Mitsui O. S. K. Lines и Osaka Gas для эксплуатации и обслуживания FSRU на срок до 20 лет.

Klaipedos nafta решительно настроена на победу, считая своей визитной карточкой опыт в развитии плавучего СПГ-терминала в порту Клайпеды.
Действительно, литовцы стали первопроходцами в непростом бизнесе FSRU.
Проект FSRU изначально был скорее политический, чем экономический, и власти Литвы набили немало шишек на пути внедрения проекта.
Но на этом пути Klaipedos nafta получила реальный опыт внедрения и эксплуатации FSRU.
Именно этот трудный опыт и может пригодиться в проекте Vassiliko FSRU
В случае успеха компания может рассчитывать на участие и в других проектах FSRU в ЕС.
Это довольно неожиданно на фоне не слишком успешной судьбы FSRU  Независимость, но для Klaipedos nafta это вполне реально.
Это будет очень важной оценкой не только для компании, но и для всей Литвы, которая может зарекомендовать себя в качестве экспортера инноваций и возможностей в области СПГ на международном уровне, - мажорно поведал директор Klaipedos nafta по вопросам бизнеса Т. Матуленис.

Опыт Klaipedos nafta, действительно, может оказаться востребованным в Европе.
В настоящее время в Европе насчитывается 28 крупных импортных СПГ-терминалов, из них плавучими являются 4 (без учета FSRU Маршал Василевский), а еще 1 объект можно назвать комбинированным - плавучее хранилище СПГ (FSU) и береговые регазификационные установки.
Европа является одним из основных рынков газа, учитывая высокий спрос на чистую энергию для бытовых и промышленных нужд. 
По этой причине Германия - донор ЕС, трепетно участвует в проекте МГП Севреный поток - 2, целью которого является рост в 2 раза газотранспортных мощностей из России в Германию.
Но в ближайшее время количество FSRU в Европе тоже может сильно вырасти.
Из 21 крупных импортных СПГ-терминалов, которые планируются к строительству в Европе, 8 будут являться FSRU.
В числе этих FSRU, помимо Vassiliko FSRU, будут Eagle LNG (Албания), Krk Island FSRU (Хорватия).
Также планируются FSRU в Греции, Ирландии и Великобритании.

Опыт у Литвы по части использования FSRU по большей части нечеловечески трудный и печальный.
Декларировав борьбу с Газпромом за свою газовую независимость национальной идеей, Д. Грибаускайте педалировала проект, поддерживаемая властями США.
Для властей США СПГ - это новая экспортная продукция, которая появилась в результате сланцевой революции.
Они активно развивают в мире идеи СПГ- терминалов, как наземных, так и плавучих, потому что кинуть трубу в Европу - это нереально из-за экономических соображений.
Д. Трам сильно хочет уменьшить торговый дефицит и дать заработатьу американским компаниям за счет других стран-экспортеров газа, таких как Алжир, Россия и Норвегия. 
Импорт СПГ в Европу из США стоит примерно на 20% больше, чем сетевой газ. 
А ведь еще нужно построить достаточно СПГ - терминалов. 
Пока Европа не имеет необходимых мощностей на своем атлантическом побережье для получения СПГ из США, внедрения его в свои энергетические сети и одновременного снижения спроса на сетевой газ из трубы.
Для любознательных напомним, что с 1990 г. мощности регазификации выросли с 220 млн т/год  до около 850 млн т/год. 
Объем торговли СПГ вырос почти в 10 раз с около 30 млн т/год до примерно 300 млн т/год. 
Число стран-импортеров СПГ увеличилось с порядка 10 до почти 40.
При этом самым мощным драйвером СПГ стали именно США, выйдя на рынок в 2015-2016 г.
Если в 2010 г. американский экспорт СПГ в Европу составил 10%, то в первые несколько месяцев 2019 г. экспорт сделал гэп до 35% на фоне снижения менее прибыльных поставок в страны АТР.

Власти Литвы не остались в стороне. 
Так Литва в 2015 г. арендовала FSRU Независимость у норвежской Hoegh LNG.
Д. Грибаускайте даже слетала в Южную Корею на церемонию спуска на воду FSRU.
Действительность оказалась печальна.
При мощности FSRU 4 млрд м3/год газа, загружен он едва ли наполовину.
Вы будете смеяться, но, несмотря на заявления об энергетической независимости, Литва продолжает закупать трубопроводный газ у России из экономических соображений.
Затраты на эксплуатацию FSRU оказались настолько высокими, что это вынудило власти переложить нагрузку на потребителей, усилив давление на экономику страны.
Ситуация может измениться после 2024 г., когда у Литвы появится право выкупа судна.
Тогда Литва сможет распорядиться судном по своему усмотрению, продолжив использовать его как FSRU, переквалифицировав в танкер-газовоз или продав.

От этой ситуации реально выиграла только Klaipedos nafta, в в сложнейших условиях получая бесценный опыт на проекте.
Практический опыт всегда высоко ценится.
Этот опыт может быть очень интересен Кипру для реализации собственного проекта.
Если им удастся оседлать птицу удачи на проектах FSRU, за литовцев, и в 1 очередь за Klaipedos nafta, можно только порадоваться.

Хотя на шельфе острова найдены большие запасы углеводородов, в т.ч. крупное месторождение Афродита,это не помеха проекту.
Освоению этих богатств пока препятствует конфликт между Турцией и Грецией, касающийся гарантии прав греков и турков-киприотов при пользовании ресурсов шельфа.
Поэтому пока Кипр остается импортером газа, но в случае урегулирования конфликта и новых открытий на шельфе, проект в заливе Василикос может быть переформатирован.
На базе импортного СПГ-терминала может быть построен СПГ-завод, насчитывающий до 8 линий сжижения, а Vassiliko FSRU отправится в плавание в качестве танкера-газовоза.

Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина

Источник : Neftegaz.RU

Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Twitter
Система Orphus