Вильнюс, 19 дек - ИА Neftegaz.RU. Сейм Литвы 18 декабря 2018 г. принял поправки к закону о выкупе плавучего регазификационного терминала сжиженного газа (FSRU) Независимость.
За проголосовали 99 депутатов, 1 был против, 17 воздержались.
Власти Литвы приняли решение о выкупе FSRU Независимость у норвежской компании Hoegh LNG летом 2018 г.
Правительство Литвы одобрило покупку судна 21 ноября 2018 г.
Принятые поправки позволят Литве приобрести FSRU Независимость наиболее экономически выгодным способом и снизить расходы, связанные с его эксплуатацией.
Выкуп терминала сжиженного природного газа (СПГ) позволит сократить расходы на эксплуатацию терминала на 23-25 млн евро/год.
По данным Минэнерго Литвы, в настоящее время эксплуатационные расходы на Клайпедский СПГ-терминал составляют около 66 млн евро/год.
Эти деньги платят потребители природного газа, серьезная часть расходов приходится бизнес и промышленность, что негативно влияет на экономическую ситуацию в Литве.
Законопроект позволит немного улучшить положение, сокращая расходы на содержание терминала и оптимально распределяя их до момента выкупа.
В частности, со 2го полугодия 2019 г. расходы на обслуживание инфраструктуры СПГ для потребителей станут на 40% ниже.
В 2019 г. власти предполагают снизить стоимость использования FSRU до 43 млн евро/год, к 2024 г. - до 40 млн евро/год, к 2034 г. - до 37 млн евро/год, к 2043 г - до 35 млн евро/год.
Компания - оператор FSRU Независимость Klaipedos Nafta привлечет для выкупа заем в размере до 308 млн евро, а правительство предоставит под него госгарантию.
Сделку планируется завершить до конца 2024 г. - тогда по условиям контракта с Hoegh LNG у Литвы появится соответствующее право.
Литва рассчитывала договориться с норвежцами о досрочном выкупе судна, но не получилось по вполне понятным причинам - Hoegh LNG не хотела упускать выгоду.
Предположительно, выкуп судна обойдется Литве в 121-160 млн евро, на фоне ежегодных расходов на его содержание сумма вполне посильная.
Официально цена выкупа не называется, поскольку согласно договору с Hoegh LNG, это конфиденциальная информация.
Но еще даже не выкупив FSRU Независимость, Литва думает о дальнейшем его использовании.
Ранее министр энергетики Ж. Вайчюнас говорил, что приобретение FSRU Независимость позволит Литве расширить ее возможности.
За этой красивой формулировкой скрывается лишь переквалификацию судна в обычный танкер-газовоз.
Депутаты сейма рассматривают и другие варианты будущего использования FSRU Независимость после 2024 г.
Председатель Комиссии по вопросам энергетики сейма Литвы В. Подярис заявил, что обладая собственным FSRU, Литва сможет обращаться с ним, как захочет - покупать, продавать или, продав, купить другой.
Тяжелое решение для Литвы, которая фактически расписалась в неудачном решении с выбором пути избавления от страшного российского газа.
Напомним, СПГ-терминал в порту Клайпеды был создан в 2014 г. с целью сокращения зависимости Литвы от поставок газа Газпромом.
Газ на FSRU доставляется из Норвегии и США, но Газпром все равно остается основным поставщиком газа в Литву, занимая около 60% рынка.
А Клайпедский СПГ-терминал за все время своего существования никогда не работал с полной загрузкой.
При пропускной мощности FSRU Независимость 4 млрд м3/год газа, его фактическая загрузка в 4 раза меньше - 1 млрд м3/год.
Впрочем, у FSRU Независимость появился тоже неэффективный, но политически важный российский братик - FSRU Маршал Василевский, который 18 декабря 2018 г. был пришвартован к месту постоянной стоянки в районе пос. Куликово Калининградской области РФ.
Этот FSRU, в отличие от FSRU Независимость, уже выкуплен, да и плечо доставки с СПГ-терминала в порту Усть- Луга будет короче, что немаловажно при транспортировке СПГ.
Признаем, что проект FSRU Маршал Василевский не отличается особой эффективностью, но энергетическая безопасность этого российского анклава стоит гораздо дороже.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина