Введение потолка цен на российскую нефть может привести к кризисной ситуацией с танкерами, перевозящими российскую нефть
Страховщики опасаются, что из-за отсутствия четкой схемы потолка цен на российскую нефть, неразгруженные танкеры останутся в море без страховки и желающих получить груз, пишет Reuters.
Об этом 10 ноября 2022 г. сообщил Reuters со ссылкой на заявления страховщиков, специалистов, связанных с этой сферой, и источники.
Проблема может коснуться танкеров, которые на момент вступления в силу решения о введении потолка цен и разъяснения его четких правил, уже находятся в море и доставляют купленную ранее нефть из России.
Такая ситуация может сложиться уже 5 декабря 2022 г., когда должно вступить в силу эмбарго на морские поставки российской нефти в ЕС одновременно с потолком цен, продвигаемым G7.
Опасения сосредоточены вокруг сценария, в котором страховщики обнаруживают, что нефть, перевозимая по морю, которая, как считалось, была продана ниже предельной цены, на самом деле была продана выше нее.
Это приведет к аннулированию страхового покрытия, а также к отказу покупателей принять поставку, что приведет к финансовым и логистическим проблемам и создаст угрозу экологии.
Reuters отмечает, что центры принятия решений по антироссийским санкциям - США, ЕС и Великобритания - пока не обнародовали четких и единых правил, как вести себя перевозчикам, заказчикам и страховщикам при работе с российской нефтью.
Представитель ЕК заявил, что в ЕС понимают, что требуется гораздо больше дополнительных инструкций для бизнеса, а время уходит, но этот вопрос необходимо решать на уровне G7.
Координатор Госдепа США по санкциям Д. О'Брайен, заявил, что страны G7 будут готовы предоставить все оперативные детали и что ведутся технические переговоры по ценообразованию и управлению.
Тем не менее, рынок опасается потенциальных последствий и, если инструкции не поступят вовремя, то заказчики могут отказаться принимать танкеры и разгрузить их, опасаясь нарушения санкций.
Глава Департамента по урегулированию претензий британской страховой компании Global ship Insurer North М. Солтхауз предполагает, что в этой ситуации судно будет лишено страховки, финансовых и технических услуг, а груз принимать никто не станет.
Танкеры будут стоять в портах или на рейде заполненными нефтью, повышая риск экологической катастрофы.
Более того, по мнению М. Солтхауза, владельцы таких судов, которые не приносят дохода, будут закладывать понесенные убытки в свои будущие контракты на перевозку, чтобы компенсировать убытки.
Если такая практика станет широкой, то это будет противоречить изначальной цели потолка цен на российскую нефть от G7 - сохранить российскую нефть на рынке, но ограничить доходы России от ее продажи, а также в целом снизить мировые цены.
Другой потенциальной проблемой могут стать разночтения в юридических правилах, которыми руководствуются перевозчики и страховщики.
Речь идет о действующем руководстве Минфина США и разрабатываемых нормах ЕС и Великобритании.
Особенно важно, чтобы в этих правилах были четкие положения и нормы относительно танкеров, которые на момент начала действия новых правил уже были в пути с грузом российской нефти.
Генсек Международного союза морского страхования (IUMI) Л. Ланге отметил, что страховщикам нужны правила внутри G7, со стороны ЕС и Великобритании, которые были бы аналогичными временным, но уже действующим нормам от США.
Страховые компании опасаются, что если им поступят разные правила от этих 3 «санкционных островов», то обеспечить соответствие им всем одновременно будет затруднительно.
На июньском саммите в Германии лидеры стран G7 предварительно договорились о ценовом потолке, а 2 сентября 2022 г. министры финансов стран G7 согласовали его введение.
Механизм предельных цен планируется реализовать путем запрета на предоставление услуг, в т.ч. страхования, связанных с морской перевозкой российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны, если они приобретены дороже, чем установленная коалицией предельная цена.
ЕС в 8м пакете санкций против России заложил правовую основу введения механизма предельных цен на российскую нефть, но его конкретные параметры до сих пор не согласованы.
Единственное пояснение дал Минфин США, который 1 ноября сообщил, что политика потолка цен на российскую нефть не касается той продукции, которая была погружена на суда до 5 декабря 2022 г. в том случае, если она будет выгружена до 19 января 2023 г.
Ценовые параметры потолка, условия его действия и другие детали по-прежнему остаются в подвешенном состаоянии.
Изначально речь шла об установлении ограничения цены на уровне 40-60 долл. США/барр., потом диапазон сдвинулся к верхней границе, а затем и превысил ее, сообщалось о 63-64 долл. США/барр.
По данным Reuters, страны G7 договорились о том, что ценовой потолок будет не скидкой к индексу цен, а фиксированной ценой, которая будет регулярно пересматриваться.
The Wall Street Journal 4 ноября сообщила, что по решению G7, на каждую партию морской российской нефти будет распространяться предельная цена только при первой продаже покупателю на суше.
Промежуточные сделки с российской нефтью, которые происходят в море, будут подпадать под ограничение, но если российская нефть была переработана в нефтепродукты, то они могут быть проданы без ограничения.
Также до сих пор не сформирована коалиция по ограничению цен.
Помимо стан G7, к ней присоединилась Австралия, о намерении присоединиться к ограничениям также сообщала Южная Корея, идут переговоры с Новой Зеландией и Норвегией.
Индия и Китай - самые важные торговые партнеры России - участвовать в коалиции по ограничению цен не будут.
Россия неоднократно предупреждала, что не будет поставлять нефть странам, поддержавшим ограничения.
Российские нефтяные компании готовятся к вступлению в силу эмбарго ЕС и потолка цен, но подробности этих мер не раскрываются.
Вопросы с сертификатами безопасности, а также со страхованием танкеров, постепенно решаются, также выстраиваются новые логистические схемы.
Reuters ранее писал, что Роснефть расширила свой бизнес по фрахтованию танкеров, чтобы облегчить поставки нефти покупателям.
Bloomberg сообщал, что Россия создает «теневой флот» танкеров для обхода нефтяного эмбарго и потолка цен.
Тем не менее, период после вступления в силу эмбарго ЕС и потолка цен на российскую нефть будут сложными для российской нефтяной отрасли.
ОПЕК ожидает, что добыча жидких углеводородов в России в 1м квартале 2023 г. упадет на 670 тыс. барр./сутки в квартальном сравнении, до 9,92 млн барр./сутки, но затем начнет восстанавливаться и достигнет 10,19 млн барр./сутки в 4м квартале 2023 г.
Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) рисует более пессимистичную картину - в 1м квартале 2023 г. падение составит 1,35 млн барр./сутки (до 9,41 млн барр./сутки) без перспектив на сколько-нибудь заметное восстановление минимум до конца 2023 г.
Отметим, что западные медиа весной 2022 г. неоднократно озвучивали прогнозы об отказе покупателей работать с российскими энергоносителями из-за санкционных рисков.
Так, в Северной Азии российский сжиженный природный газ (СПГ) тогда продавался на спотовом рынке с более чем 10%-ной скидкой по сравнению с обычными поставками.
Но сейчас ситуация изменилась - по данным Bloomberg, Сахалинская энергия продала 3 партии СПГ с проекта Сахалин-2 с погрузкой в декабре 2022 г. по текущим рыночным ценам, причем 1 партия была продана с наценкой.
Удастся ли России добиться схожего результата на рынке нефти пока остается неясным.