6 мин
...

Проекты регазификационных СПГ-терминалов в Германии столкнулись с проблемами и могут быть свернуты

В деле остаются 2 проекта из 4, но с очень смутными перспективами

Проекты регазификационных СПГ-терминалов в Германии столкнулись с проблемами и могут быть свернуты

Москва, 12 янв - ИА Neftegaz.RU. Проекты по строительству регазификационных терминалов для импорта сжиженного природного газа (СПГ) в Германии столкнулись с серьезными проблемами и могут быть полностью свернуты.
Из 4 планируемых СПГ-терминалов в Германии 1 проект уже свернут, другой переориентирован под водород, 3й столкнулся с регуляторными трудностями и давлением экологов, а 4й изначально был самым неочевидным.
Между тем Германия в среднесрочной перспективе будет вынуждена увеличивать импорт газа.

German LNG Terminal и его проблемы

В конце 2021 г. и начале 2022 г. проект регазификационного терминала German LNG Terminal, который планируется построить в г. Брунсбюттель, в земле Шлезвиг-Гольштейн на западном выходе Кильского канала вблизи г. Гамбург, столкнулся с целой серией проблем.
Этот проект реализуется СП голландских компаний Gasunie LNG Holding B.V. и Vopak LNG Holding B.V., а также Oiltanking GmbH, дочерней компании Marquard & Bahls AG, расположенной в г. Гамбург.
Однако, по сообщению Bloomberg, в декабре 2021 г. Vopak отказалась от активного участия в проекте, сохранив финансовое присутствие, но не привлекая свой персонал к проекту.
Со ссылкой на свой источник издание заявило, что из-за задержек с получением разрешений на строительство начало проекта маловероятно до 2025 г., тогда как изначально запуск проекта ожидался в 2023 г.
Также Vopak дала понять, что участие в проекте German LNG Terminal привело к убыткам в размере 11,1 млн евро.

Следующая серия проблем у German LNG Terminal случилась в январе 2022 г., о чем сообщила скандально известная немецкая экологическая организация Deutsche Umwelthilfe (DUH).
По заявлению DUH, опубликованному 7 января 2022 г., администрация г. Брунсбюттель прекратила процедуру внесения поправок в план развития проекта, предусматривающий упрощение процедуры выдачи разрешения на строительство.
Речь идет о правилах размещения опасных производственных объектов, к которым относятся СПГ-терминалы, включая соблюдение безопасного расстояния от соседних подобных объектов и других возможных источников опасности.
В непосредственной близости от запланированного размещения терминала находятся жилые районы, а также химические предприятия, завод по переработке отходов, выведенная из эксплуатации АЭС Брунсбюттель и хранилища радиоактивных отходов.

Реализацию проекта German LNG Terminal это не останавливает, но в рамках плана развития от 2018 г. или при корректировке новой схемы.
Издание LNGPrime со ссылкой на German LNG Terminal сообщило, что компания продолжает работу над получением необходимых разрешений, а также над окончательным инвестиционным решением (ОИР), но сроки принятия ОИР неизвестны.

Проект German LNG Terminal находится в наиболее продвинутой фазе по сравнению с другими регазификационными терминалами в Германии.
В 2020 г. German LNG Terminal выбрал испанско-германский консорциум в составе Cobra Instalaciones y Servicios, Sener и немецкой TGE Gas Engineering в качестве эксклюзивного кандидата на заключительный этап тендерной процедуры EPC.
Инфраструктура проекта включает:
  • береговой комплекс с 2 причалами для приема танкеров-газовозов Q-max вместимостью до 265 тыс м3 и танкера-бункеровщика СПГ,
  • регазификационные мощности, рассчитанные на 8 млрд м3/год газа,
  • 2 резервуара для хранения СПГ емкостью 240 тыс. м3 каждый,
  • мощности для перевалки СПГ на грузовики и ж/д,
  • газопровод протяженностью до 50 км.

Мощности СПГ-терминала обещают быть востребованными, в отличие от других проектов.
В 2019 г. German LNG Terminal подписала 2 соглашения о долгосрочных мощностях со швейцарской Axpo и неназванным глобальным игроком в СПГ.
В 2021 г. компания сообщала о переговорах о подписании обязывающих соглашений о мощности.
RWE выражала заинтересованность в том, чтобы взять на себя большую часть мощностей терминала, а также импортировать водород из Австралии.

Кто выбыл

Напомним, что Германия планировала строительство 4 регазификационных СПГ-терминалов:
  • LNG Terminal Wilhelmshaven,
  • Rostock LNG,
  • German LNG Terminal,
  • LNG Stade.
Из них 2 реализованы не будут.

LNG Wilhelmshaven планировала реализовать LTW (LNG Terminal Wilhelmshaven, дочка Uniper) в г. Вильгельмсхафен в Нижней Саксонии.
В отличие от других 3 проектов терминал должен был включать плавучую регазификационную установку (FSRU), на строительство и фрахтование которой в 2020 г. LTW подписала контракт с Mitsui O.S.K. Lines (MOL).
Мощность СПГ-терминала должна была составить около 10 млрд м3/год газа, его запуск планировался во 2м полугодии 2022 г.
Однако уже в ноябре 2020 г. Uniper заморозила проект, заявив, объяснив это отсутствием заявок от желающих забронировать его мощности терминала.
В 2021 г. Uniper возродила в проект в г. Вильгельмсхафен в формате терминала по импорту аммиака, поставки на который будет осуществлять НОВАТЭК с планируемого Обского ГХК.
Соглашение об основных условиях долгосрочной поставки низкоуглеродного аммиака в Европу с п-ва Ямал НОВАТЭК и Uniper подписали в декабре 2021 г.

Не будет реализован и собственный проект НОВАТЭКа по импорту СПГ в Германии - Rostock LNG в г. Росток в земле Мекленбург-Передняя Померания.
Этот проект предполагал строительство СП НОВАТЭКа и Fluxys (51% у Fluxys, 49% у НОВАТЭКа) среднетоннажного регазификационного терминала мощностью 300 тыс. т/год.
Однако в сентябре 2021 г. партнеры отказались от проекта, сославшись на экономические причины.

Кто остался

Не считая German LNG Terminal с его неоднозначными перспективами, в деле пока остается единственный планируемый СПГ-терминал в Германии - LNG Stade.
К этому проекту изначально больше всего вопросов.
Терминал планируется построить в г. Штаде в земле Нижняя Саксония, неподалеку от г. Гамбург.
Мощность терминала планируется в диапазоне 5-8 млрд м3/год, но данных по планируемой конфигурации проекта практически нет.
Запуск проекта намечен на 2023 г.

В отличие от 3 других проектов, LNG Stade не имеет в составе участников проекта ни одной непосредственно газовой компании.
LNG Stade GmbH основана независимой немецкой консалтинговой и проектной компанией Umwelttechnik & Ingenieure GmbH, которая потом заключила соглашения с австралийской инвест-группой Macquarie Group Ltd. и китайской инфраструктурной компанией China Harbour Engineering.
Площадку для размещения терминала предоставит американская Dow Chemical, владеющая химическим заводом в г. Штаде.
Это можно считать плюсом, поскольку проблем как у German LNG Terminal не предвидится, но в остальном перспективы LNG Stade туманны.

Германский газовый узел

На газовом рынке Германии складывается сложная ситуация.
С одной стороны новое правительство Германии в коалиционном соглашении провозгласило цель по достижению углеродной нейтральности в 2045 г.
Угольные электростанции будут выведены из эксплуатации, от атомной энергетики Германия также отказывается.
Ставка делается на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и климатически нейтральный газ, в первую очередь водород.
Природный газ в этом контексте признается переходным топливом на газовых ТЭС, которые будут стоится для замещения мощностей выбывающих угольных энергоблоков.
Новые газовые ТЭС будут стоится в формате H2-ready, но пока водородная энергетика еще только выстраивается, работать эти энергоблоки будут на природном газе.
Подписав соглашение, в этим согласились даже экологи из Союза 90/Зеленых, вошедшие в коалиционное правительство.
Но в Германии есть и другие, более радикальные зеленые, такие как DUH и NABU, активно выступающие против газовых проектов.

С другой стороны, несмотря на резкие протесты экологов, Германия в ближайшие годы будет увеличивать потребление газа, а значит и зависимость от импорта.
Ключевым поставщиком газа в Германию является Россия, поставляющая газ по магистральным газопроводам (МГП) Северный поток и Ямал - Европа.
К поставкам газа в Германию технически готов МГП Северный поток-2, но вопрос о его сертификации в Германии решится не ранее июля 2022 г.
В период президентства Д. Трампа, активно продвигавшего американский СПГ на европейский рынок и давившего на Германию из-за МГП Северный поток-2, занимавшая тогда пост канцлера ФРГ А. Меркель вынуждена была пойти на уступки США.
Так, в план развития газотранспортной системы (ГТС) Германии на 2018-2028 гг. было включено строительство первого терминала для импорта СПГ.

С подачи DUH в 2020-2021 гг. разгорелся громкий скандал вокруг регазификационных терминалов в Германии.
Еще в сентябре 2020 г. Die Zeit писала о переговорах, которые О. Шольц (на тот момент глава Минфина, а ныне канцлер ФРГ) вел с США по поводу МГП Северный поток-2, суть которых сводилась к снятию санкций США с МГП Северный поток-2 в обмен на финансирование Германией строительства СПГ-терминалов в размере 1 млрд евро.
В феврале 2021 г. к этой теме подключилась DUH, опубликовав неразборчивые фото документов, которые назвала доказательством переговоров по «грязной сделке» и потребовала от властей публичные разъяснений.
Члены правительства ФРГ тогда были вынуждены были оправдываться в Бундестаге, заверяя, что никакой сделки нет.
Строительство МГП Северный поток-2 на тот момент возобновилось и постепенно продвигалось к завершению, тогда как регазификационные терминалы были лишь в планах.
Эти факторы окончательно затормозили реализацию проектов СПГ-терминалов, тем более, что экономически импорт СПГ для Германии значительно уступает поставкам трубопроводного газа.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Google News




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»