USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.13

-0.12

Природный газ 1.969

-0

6 мин
...

В 2026 г. КТК планирует начать замену 2 ВПУ на морском терминале

Проблем с поставками оборудования КТК не ожидает благодаря активному участию иностранных акционеров.

В 2026 г. КТК планирует начать замену 2 ВПУ на морском терминале

Источник: скрин с видео КТК

Москва, 16 янв - ИА Neftegaz.RU. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в 2024 г. планирует увеличить прокачку нефти до 70 млн т, а выручку - до 2,5 млрд долл. США.
16 января 2024 г. в г. Астана состоялась рабочая встреча гендиректора КТК Н. Горбаня с председателем правления КазМунайГаза (КМГ) М. Мирзагалиева, а также с главой Минэнерго Казахстана А. Саткалиевым.

Встреча Н. Горбаня и М. Мирзагалиева

Трубопроводная система КТК - один из крупнейших российско-казахстанских проектов, который соединяет ключевые нефтяные месторождения запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган), а также российские месторождения на шельфе Каспия с морским нефтетерминалом в районе г. Новороссийск.
Протяженность магистрального нефтепровода (МНП) Тенгиз - Новороссийск составляет 1511 км.
Отгрузка нефти осуществляется через 3 выносных причальных устройства (ВПУ) на морском терминале в районе с. Южная Озеровка.

КМГ является одним из крупнейших акционеров КТК - компания представляет в проекте КТК 19%-ную долю Казахстана (24%-ная доля участия РФ в КТК представляет Транснефть).
С 2018 г. КазТрансОйл (КТО), дочка КМГ, выступал подрядной организацией по техническому обслуживанию, ремонту и аварийному реагированию на объектах нефтепроводной системы КТК на территории Казахстана.
В декабре 2023 г. КТК и КТО заключили договор на оказание в 2024-2028 гг. услуг по техобслуживанию казахстанского участка нефтепроводной системы Тенгиз - Новороссийск.
Поэтому спектр вопросов на встрече глав КТК и КМГ был очень широким.

В ходе встречи стороны обсудили различные вопросы сотрудничества в рамках проекта КТК, взаимодействие в области обмена лучшими производственными практиками по вопросам промышленной, экологической безопасности и охраны труда, а также итоги производственной деятельности консорциума в 2023 г. и планы на 2024 г.
Основной темой разговора стали вопросы обеспечения стабильной работы КТК и перспективы его развития.
В 2023 г. на морском терминале КТК отгружено 63,5 млн т нефти, что является рекордным показателем за всю историю деятельности консорциума.
Рекорд был достигнут, несмотря на неоднократную приостановку налива нефти в танкеры в связи с погодными условиями.

Ранее КТК представил данные, согласно которым:
  • в 2023 г. на морском терминале КТК было отгружено 63 473 894 т нефти, что на 8,1% больше показателя 2022 г.,
  • было отгружено 578 танкеров (527 в 2022 г.),
  • с территории Казахстана в 2023 г. было отгружено 56 051 967 т нефти, в т.ч. с месторождения Тенгиз - 27 463 081 т, Кашаган - 17 897 972 т, Карачаганак - 9 619 452 т,
  • с территории России отгружено 7 421 927 т нефти,
  • с 2001 г. по 31 декабря 2023 г. включительно через нефтепроводную систему Тенгиз - Новороссийск на мировые рынки было поставлено 888 076 899 т нефти.

М. Мирзагалиев поблагодарил партнеров за принятые меры по ремонту ВПУ на терминале КТК в 2023 г.
Это позволило снять ограничения пропускной способности трубопроводной системы.
Кроме того, КМГ провел совместную работу по поставке 2 систем ВПУ для КТК-Р в 2026 г.

Встреча Н. Горбаня и А. Саткалиева

Также Н. Горбань обсудил работу КТК и планы на 2024 г. с министром энергетики Казахстана А. Саткалиевым.
В 2024 г. КТК планирует прокачать на экспорт порядка 70 млн т нефти, т.е. объем прокачки должен вырасти как минимум на 10,2% по сравнению с 2023 г.
Данный объем принят КТК в целях бюджетирования согласно заявкам грузоотправителей.

Высокими темпами продолжается реализация Программы устранения узких мест (ПУУМ):
  • важнейшие этапы ПУУМ были успешно выполнены еще в 2022 г. - в полном объеме построены и введены в эксплуатацию все объекты на нефтеперекачивающих станциях (НПС) Тенгиз и Астраханская,
  • в 2023 г. значительной вехой программы стало строительство новой системы измерения количества и качественных показателей нефти (СИКН) на морском терминале.
Н. Горбань отметил, что коллектив КТК прилагает все усилия, чтобы МНП Тенгиз - Новороссийск и далее оставался наиболее безопасным, логистически выверенным и экономически выгодным маршрутом доставки каспийской нефти на мировые рынки.

Н. Горбань о прокачке, развитии и доходах

Кроме того, 16 января Н. Горбань дал пресс-конференцию, в ходе которой также говорил о достижениях КТК и перспективах компании.
Важными достижениями консорциума за 2023 г. Н. Горбань назвал то, что в КТК-Р 12 млн человеко-часов без несчастных случаев, а также 28 млн км общего пробега автотранспорта без серьезных ДТП.
В КТК-К эти показатели составили более 1,7 млн часов и 3,4 млн км соответственно.

Вопросы инфраструктурные

2023 г. отличался высокой концентрацией строительно-монтажных работ на большинстве объектов при реализации ПУУМ.
В 2024 г. в ее рамках продолжаются работы по строительству новых объектов внешнего энергоснабжения, установке оборудования частотно-регулируемых преобразователей, что повышает надежность и экономичность эксплуатации МНП Тенгиз - Новороссийск.
Напомним, что ПУУМ направлена на обеспечение увеличения пропускной способности МНП Тенгиз - Новороссийск до 81,5 млн т/год нефти.

Работа над модернизацией и совершенствованием трубопроводной системы КТК продолжается.
В ближайшие несколько лет планируется поменять около 400 км линейной части магистрального нефтепровода.
В декабре 2023 г. КТК уже приступил к замене первых 27 км линейной части.

На морском терминале в 2026 г. КТК планирует начать замену действующих с 2001 г. 2 ВПУ.
КТК уже находится на стадии подписания контракта на поставку 2 ВПУ полной комплектности к этому времени, их замене и установке.
Н. Горбань сообщил, что консорциум рассчитывает подписать контракт в 1м полугодии 2024 г., а сами ВПУ будут поставлены в 2025 г.
В отношении ВПУ-3, на котором в ноябре 2023 г. был выявлен перегиб плавучего шланга после аномального шторма, Н. Горбань сообщил, что КТК провел замену поврежденного шланга и причал уже снова введен в работу.

Необходимым оборудованием и запасом запчастей КТК обеспечен, в т.ч. благодаря участию в переговорах с поставщиками своих иностранных акционеров.
Напомним, что американские Chevron и Mobil контролируют 15% и 7,5% КТК соответственно, также в числе акционеров присутствует Shell (через консорциум Rosneft-Shell (7,5%), поглощенную BG (2%) и аффилированную Oryx (1,75%)), а также итальянская Eni (2%).
КТК под антироссийские санкции Запада не попадает, но иностранные производители и поставщики осторожничают при работе с консорциумом, в связи с чем возникают определенные сложности, которые проще решаются иностранными акционерами.
Также иностранные акционеры по-прежнему участвуют в управлении компанией и принятии корпоративных решений на уровне совета директоров, в работе консультационно-технического и финансового комитета, проведении аудита.

В перспективе КТК рассматривает возможность расширения резервуарного парка, что должно облегчить ситуацию с приостановками приема сырья от грузоотправителей в случае погодных условий, препятствующих отгрузке нефти на морском терминале.
Напомним, что суммарный объем резервуарного парка КТК составляет порядка 1,5 млн т, впервые в России при строительстве трубопроводной системы применены резервуары объемом 100 тыс. м3.
В случае непогоды это позволяет с небольшими ограничениями принимать нефть от грузоотправителей более 80 часов.
Однако мощные штормы на Черном море в конце 2023 г. привели к тому, что КТК в ноябре-декабре 2023 г. был вынужден неоднократно приостанавливать налив нефти в танкеры, но не удалось избежать и остановки прокачки нефти по нефтепроводу.
В январе 2024 г. КТК приостанавливал с отгрузку нефти, но она продлилась менее суток и прием сырья не останавливался.
КТК стремится работать, не накапливая нефть в резервуарном парке, а по максимуму осуществляя оперативную отгрузку.
Н. Горбань сообщил, что строительство нового резервуарного парка будет актуально в перспективе, эти вопросы консорциум рассматривает, но на уровень акционеров он пока не выносился.

Вопросы прокачки

В 2024 г. КТК рассчитывает удовлетворить все заявленные грузоотправителями объемы - более 70 млн т.
Н. Горбань сообщил, что увеличения транспортировки нефти с месторождений ЛУКОЙЛа КТК пока не ожидает (ЛУКОЙЛ в 2023 г. начал добычу на месторождении им. В. Грайфера в Каспийском море).
Также КТК не ждет изменений параметров отгружаемой нефти сорта CPC Blend.
Изменение тарифов на транспортировку нефти акционеры КТК пока не рассматривают.

Вопросы финансовые

В 2023 г. консолидированная выручка КТК составила 2,3 млрд долл. США.
Для КТК-К этот показатель составил 460 млн долл. США или почти 210 млрд тенге, чистая прибыль - 77 млрд тенге, налоговые отчисления - около 80 млрд тенге.
Согласно прогнозу на 2024 г., консолидированная выручка КТК возрастет до 2,5 млрд долл. США.
Прогнозная консолидированная выручка КТК-К составит 236 млрд тенге, чистая прибыль - 92 млрд тенге, налоговые отчисления - 48 млрд тенге.

За 2023 г. акционерам КТК было выплачено 1,34 млрд долл. США дивидендов.
В т.ч. консорциум впервые выплатил промежуточные дивиденды отдельно акционерам КТК-К в Казахстане, на эти цели было направлено 93,5 млн дол. США.

Капзатраты в 2023 г. составили свыше 86 млн долл. США, из них на долю КТК-Р пришелся 61 млн долл. США, КТК-К - более 25 млн долл. США.
Утвержденный бюджет на 2024 г. предусматривает 199,7 млн долл. США, выделенных на капзатраты, из них 159,2 млн долл. США придется на долю КТК-Р и 40,5 млн долл. США - на КТК-К.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram