Об этом Роснефть сообщила 25 мая 2021 г.
Нефтетерминал строится на восточном берегу Енисейского залива на базе расширяемого морского порта Диксон.
В марте 2021 г. было получено положительное заключение по итогам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Сотрудники Объединенной энергостроительной корпорации уже прибыли на п-в Таймыр для организации строительства.
Суда ледового класса доставили на Таймыр около 20 тыс. т грузов:
- тяжелую строительную технику,
- вахтовые жилые комплексы,
- оборудование связи,
- материалы для обустройства вахтовых городков.
Проект прошел все необходимые экспертизы.
Начинается строительство:
- гидротехнических сооружений,
- объектов хранения материально-технических ресурсов,
- причальных сооружений на Енисейской губе.
Порт бухта Север
Ныне Порт Бухта Север является частью проекта Роснефти Восток Ойл, но так было не всегда.До этого был проект нефтетерминала Таналау:
- в 2015 г. строительство нефтетерминала в порту Дудинка Красноярского края было включено в схему территориального планирования РФ.
- терминал мощностью 5 млн т/год на мысе Таналау был предназначен для обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений: Пайяхского и Северо-Пайяхского;
- проект прошел экологическую экспертизу, а ЛенморНИИпроект выиграл конкурс на его проектирование;
- не дожидаясь окончания строительства инфраструктуры, на припайный лед мыса Таналау стали выгружать оборудование и материалы.
Роснефть насторожилась.
Еще в феврале 2019 г. Роснефть хотела реализовать проект Порт бухта Север вместе с Э. Худайнатовым, объединив поставки нефти Ванкора и Пайяхи.
Но в декабре 2020 г. И. Сечин решил включить пайяхские активы НГХ в проект Восток Ойл.
Э. Худайнатов не возражал, поскольку в этом и была идея создания ННГ ( ныне НГХ) - консолидироаать мелкие и средние нефтегазовые активы, не входящие в зону интересов Роснефти.
Стратегия блестяще оправдалась - сначала малопривлекательная Пайяха оказалась отличным приобретением.
1й этап строительства порта предусматривает возможность отгрузки до 30 млн т/год нефти.
К 2030 г., после реализации 2й и 3й очереди строительства, объем нефтеперевалки увеличится до 100 млн т/год.
Проект Восток Ойл предусматривает освоение нового кластера месторождений Таймырской нефтегазовой провинции (НГП).
Ресурсная база - Пайяхская группа месторождений, крупнейшие месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное) и другие перспективные участки недр на севере Красноярского края, в т.ч. Западно-Иркинский участок недр.
Всего проект Восток Ойл включает 52 участка недр, в границах которых расположено 13 открытых месторождений, подтвержденная ресурсная база проекта составляет 6 млрд т (44 млрд барр.).
Для транспортировки нефти Восток Ойла в порт Бухта Север планируется строительство нефтепровода протяженностью 770 км, из них 413 км придется на отрезок от Пайяхской группы месторождений до бухты Север.
Далее нефть будет переваливаться на нефтеналивные танкеры для транспортировки по Северному морскому пути (СМП) в порты России, Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Потенциал поставки нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 г. в 25 млн т/год, в 2027 г. - 50 млн т/год и к 2030 г. - до 115 млн т/год.
Роснефть позиционирует Восток Ойл как свой флагманский проект, но есть одно НО.
Проекты реализуются на заемные средства, поглощение Пайяхи случилось на кредитные ресурсы.
Долги Роснефти - около 8 трлн рублей, то есть недобытая нефть уже продана.
И даже показываемая прибыль частично уйдет зарубежным акционерам.
А так, проект Восток Ойл очень даже ничего:
- нефть - премиального качества, с низким содержанием серы,
- проект с минимальным углеродным следом (около 12 кг СО2-эквивалента/бнэ, 1/4 от среднемировых показателей новых крупных проектов), за счет энергоснабжения от ветрогенерации и использования попутного нефтяного газа (ПНГ),
- близость к СМП позволяет диверсифицировать поставки в восточном и западном направлениях,
- проект обеспечит выполнение поставленных В. Путиным задач по увеличению грузопотока по СМП до 80 млн т/год к 2024 г.,
- есть синергетический эффект:
- на ССК Звезда размещен заказ на 10 танкеров ледового класса Arc7 (всего для Восток Ойла планируется построить 50 судов различных классов),
- подписан долгосрочный контракт на поставку до 100 буровых установок отечественного производства,
- проект обеспечит развитие инфраструктуры севера Красноярского края - планируется строительство электрогенерации мощностью 3,6 ГВт, 3 аэродромов, 2 морских терминалов, 15 промысловых городков, обновление речной инфраструктуры Енисея.