USD 77.7325

0

EUR 85.7389

0

BRENT 27.95

+2.89

AИ-92 42.41

-0.03

AИ-95 46.27

-0.09

AИ-98 51.09

-0.02

ДТ 47.74

-0.02

6963

Северный морской путь Севморпуть

Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Северный морской путь Севморпуть

ИА Neftegaz.RU. Северный морской путь (Севморпуть, СМП) - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

СМП в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998 г.) определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. 
Плавание по трассам СМП, в тч в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ, другими ФЗ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».


СМП ограничен западными входами в но­воземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Главное препятствие для прохода судов - лед. 
Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.
Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед. 
Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок Севморпути. 
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.
На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
​Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

Кромка льдов кое-где довольно близко подходит к берегу

Организационно Северный морской путь делится на:

  • Западный сектор Арктики- от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
  • Восточный сектор Арктики- от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».

sevmorput i Suez 2019.jpg

Альтернатива СМП - транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. 
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП - только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.

Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.

К моменту развала СССР, к  началу 1990х гг. на трассе СМП в Арктике:
- была создана развитая система навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, что обеспечивало на высоком уровне безопасность и провозную способность судов в ледовых условиях;
- работали 7 атомных и 8 дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз Севморпуть, порядка 130 судов ледового класса.
- грузопоток составлял более 6 млн т/год, что в 5 раз превышало общий объем грузоперевозок в зарубежной Арктике.

Несмотря на очевидный выигрыш, особого роста грузоперевозок по СМП не наблюдается.
Факторы, снижающие эффективность использования более короткого пути от СМП:
- снижение цен на нефть и газ, резкое снижение стоимости судового топлива;
- движение судов среди льдов Арктики требует повышенного удельного расхода топлива;
- уменьшение разрыва цен на углеводороды между рынками Европы и Юго-Восточной Азии;
- высокая стоимость тарифа СМП - до 30 долл США/т ( тариф Суэцкого канала - 5 долл США/т);
- НОВАТЭК ушел из п. Витино в п. Усть-Луга с газовым конденсатом, хотя и увеличивает отгрузки по СМП СПГ.


Тем не менее, факт налицо:
 Для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и около 600 т судового топлива, а при использовании Суэцкого канала - 35 дней и около 900 т топлива. 
   
Китай уже, фактически, принял решение об использовании СМП, и планирует к 2025 г. перевозить там около 20 % внешнеторговых грузов.
Но с оговорочками:
- у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
- Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
- Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.

Впрочем, преимущество РФ есть:
- атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
- необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
- необходимость пользоваться  гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.

Пони мая это, китайцы на самом деле хотят создать с РФ совместную компанию по СМП.
Европа хочет создать Международную компанию по СМП.
Для властей РФ это невыгодно, потому что будут включены и внутренние перевозки ( северный завоз и тд).


Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую СМП, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.
Система Orphus