USD 64.3187

-0.11

EUR 72.1077

-0.59

BRENT 62.16

+1.14

AИ-92 42.15

0

AИ-95 45.62

0

AИ-98 50.69

0

ДТ 46.31

+0.01

Судовое топливо

Судовое топливо

Судовое топливо - топливо используемое на судовых энергетических установках.

Различают тяжелое и легкое топливо.
Тяжелое - флотский мазут Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-75
Легкое топливо - судовое маловязкое топливо -дистиллятное топливо ТМС по ТУ 38.101567- 87
Заправка судна топливом и моторным маслом называется бункеровкой.
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках.

По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки.

Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга.
Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти.
Основными отличиями мазута ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (<0,8 % против <2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (<12 °ВУ против <5 °ВУ).
Судовое маловязкое топливо (СМТ) по ТУ 38.101567-87 - это среднедистиллятное топливо, в отличие от моторного ДТ и судового высоковязкого топлива, получаемых смешением остаточных и среднедистиллятных фракций. Предназначено для применения в судовых энергетических установках вместо дизельного топлива.
Компонентами маловязкого судового топлива являются негидроочищенные прямогонные атмосферные и вакуумные дистилляты, продукты вторичного проис­хождения - легкие и тяжелые газойли каталитического и термического крекинга, коксования.
Получают судовое маловязкое топливо из дизельных фракций нефти, добавляя газойли вторичных процессов перегонки в соответствии ГОСТ 305-82.
Используется СМТ в средне и высоко оборотистых силовых установках и газотурбинных агрегатах (ГТА).

Характеристики:

- Вязкость (определяется для температуры 20°C) 3-6 сСт;

- Воспламеняемость: цетановое число от Л-40 до Л-45;

- Температура вспышки: 60°C;

- Компонентность: содержание серы в интервале 0,5% ( по ГОСТ 305-82) - 1,5% ( по ТУ38.101567-2000).

Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667-68, судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567-87 и судовое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314-90.

Моторное топливо ДТ по ГОСТ 1667-68 по вязкости приближается к флотскому мазуту Ф-5, но в его состав могут входить все компоненты, обеспечивающие качество топлива.

В 2015 г. вступили в силу новые экологические нормы для судовых топлив, используемых в зонах контроля выбросов.
Эти требования предусматривают ограничение содержания соединений серы в судовом топливе не выше 0,1%.
Введенные нормы изменили структуру потребления судовых топлив в Балтийском бассейне - доля потребления светлого топлива увеличилась с 11% в 2014 г до 23% в 2016 г.
В 2020 г ожидается введение новых требований МАРПОЛ по содержанию серы в топливе - не выше 0,5% для всей акватории Мирового океана.
В связи с этим существенную долю на рынке займет малосернистый мазут.

Также в средне- и долгосрочной перспективе ключевую роль на бункерном рынке будет играть сжиженный природный газ (СПГ), отвечающий требованиям конвенции МАРПОЛ по содержанию серы и по концентрации соединений азота. 

Экология.

По данным DNV GL, при использовании СПГ выделяется меньше всего парниковых газов (основными парниковыми газами являются водяной пар, углекислый газ, метан и озон).
Но несгоревший метан, являющийся основной составляющей СПГ, создает выбросы с 20 раз более мощным парниковым эффектом, чем углекислый газ (CO2).
Впрочем, производители 2-топливных двигателей утверждают,что объем несгоревшего метана не столь велик, и использование таких двигателей дает снижение парниковых газов в судоходстве до 20%. 
Количество парниковых газов от использования метанола или водорода значительно больше, чем при использовании тяжелого топлива (HFO) и морского газойля (MGO).