Ресурсная база: новый кластер месторождений Таймырской нефтегазовой провинции (НГП) - проект Восток Ойл.
Назначение: для перегрузки на нефтеналивные танкеры и дальнейшей транспортировки нефти с проекта Восток Ойл по Северному морскому пути (СМП) в порты России, Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Технология работы:
- нефть с Пайяхской группы месторождений и Ванкорского кластера на нефтяной терминал будет доставляться по 2 - ниточному магистральному нефтепроводу (МНП):
- диаметр трубы - Ø 800 мм до ПСП, Ø1200 мм - после ПСП;
- протяженность - 400 км,
- маршрут: Пайяха - ПСП - Нефтяной терминал;
- мощность ПСП - 25 млн т/год с возможностью расширения до 50 млн т/год;
- отгрузка нефти с нефтетерминала:
- одновременная загрузка 2х танкеров дедвейтом 120 000 т;
- в период отсутствия танкеров по погодным условиям временное хранение нефти будет осуществляться в резервуарном парке ПСП,
- расчетное время простоя нефтетерминала: 7 суток;
- объем одного РВС - 30 000 м3;
- общее количество резервуаров - 27 ед., на 1м этапе, 52 ед. - на 2м этапе;
- контроль за качеством нефти: химико-аналитическая лаборатория ПСП.
- 1й этап:
- причал портофлота и причалы для выгрузки строительных грузов мощностью 0,88 млн т/год нефти,
- берегоукрепление территории нефтетерминала,
- контрольно-пропускной пункт (КПП),
- эстакада для досмотра автотранспорта,
- ремонтно-механические мастерские,
- площадки для хранения генеральных грузов и заправки погрузчиков,
- установка трансформаторных подстанций (ПС),
- водомерный узел,
- эстакада для инженерных сетей и иных вспомогательных зданий и сооружений;
- 2й этап:
- технологические причалы и объекты нефтетерминала для отгрузки 26,1 млн т/год нефти,
- обустройство участка мойки и площадки обслуживания бонов,
- строительство открытого склада для контейнеров с оборудованием,
- технологический трубопровод,
- буферная емкость дизельного топлива,
- блок системы измерений количества и качества нефти,
- насосная станция откачки, комплекс конденсации и рассеивания,
- нагнетательная установка и др. базовые производственные объекты;
- 3й этап:
- обустройство акватории порта,
- установка средств навигационного оборудования,
- сооружение объектов системы обеспечения безопасности мореплавания.
Расчетная пропускная мощность - 28,36 млн т/год нефти.
Грузооборот при полном развитии - 26,98 млн т/год нефти.
Генеральный проектировщик - Ленморниипроект.
Застройщик - Таймырнефтегаз-Порт.
Предшественник проекта Порт бухта Север - проект нефтетерминала на мысе Таналау в развитии порта Дудинка, анонсированный Э. Худайнатовым:
- в 2015 г. проект был включен в схему территориального планирования РФ;
- терминал мощностью 5 млн т/год был предназначен для месторождений:Пайяхского и Северо-Пайяхского;
- проект прошел экологическую экспертизу, а ЛенморНИИпроект выиграл конкурс на его проектирование;
- не дожидаясь окончания строительства инфраструктуры, на припайный лед мыса Таналау стали выгружать оборудование и материалы.
Роснефть активизировалась:
- февраль 2019 г. - анонсирован совместный проект Порт бухта Север вместе с Нефтегазхолдингом (НГХ) Э. Худайнатова, с объединением поставок нефти Ванкора и Пайяхи;
- ноябрь 2020 г. - поглощены Таймырнефтегаз-Порт,бТаймырнефтегаз-Эстейт и Плавучий строительно-монтажный отряд №36 (ПСМО №36);
- декабрь 2020 г.- поглощен Таймырнефтегаз Э. Худайнатова, владеющий лицензиями на Пайяхский и Северо-Пайяхский участки недр на севере Красноярского края.
В марте 2021 г. получено положительное заключение по итогам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В конце мая 2021 г. - началась мобилизация ресурсов и строительство нефтетерминала Порт бухта Север.