USD 92.0425

-0.59

EUR 99.9214

-0.26

Brent 82.31

-0.17

Природный газ 1.81

0

2 мин
...

Россия направила Белоруссии предложения по транзиту нефтепродуктов

В настоящее время идут коммерческие переговоры.

Россия направила Белоруссии предложения по транзиту нефтепродуктов

Москва, 4 дек - ИА Neftegaz.RU. Минтранс РФ направил Белоруссии предложения по экспорту нефтепродуктов из российских портов.
Об этом сообщил замминистра транспорта РФ Ю. Цветков.

Тезисы Ю. Цветкова:
  • переговоры продолжаются, у нас все расчеты имеются;
  • предложения белорусским коллегам направлены, идут коммерческие переговоры;
Вице-премьеры РФ А. Новак и А. Оверчук в ноябре 2020 г. провели переговоры с вице-премьером Белоруссии Ю. Назаровым по вопросам 2-стороннего сотрудничества в нефтяной сфере, а также о возможности экспорта белорусских нефтепродуктов через транспортную инфраструктуру России.
РФ и Белоруссия начали прорабатывать вопрос перенаправления поставок нефтепродуктов из портов Литвы в РФ из-за заявлений литовской стороны в связи с политической ситуацией в Белоруссии.
А. Новак в сентябре 2020 г. сообщил, что объем перенаправленных поставок нефтепродуктов из портов Литвы в РФ может составить до 4-6 млн т.

Взаимоотношения Белоруссии с Литвой и транзит через Клайпеду

Литва и другие прибалтийские государства первыми выступили с критикой А. Лукашенко после президентских выборов в Белоруссии, а также ввели санкции против республики.
Кроме того балтийские страны в знак протеста бойкотировали покупку электроэнергии с Белорусской АЭС.
В ответ на это А. Лукашенко пригрозил им, что переведет экспорт нефтепродуктов и минудобрений в российские порты на Балтике.
Для Литвы это стало бы серьезным ударом, т.к. существенная часть доходов бюджета формируется за счет транзита, в т.ч. 30% - благодаря транзиту белорусских товаров.
В 2019 г. порт Клайпеды обслужил 14,1 млн т/год белорусских грузов - это 30,5% от всех погрузок порта.
По разным оценкам, стоимость товарооборота составила 10 млрд долл. США/год.

Экономика транзита через порты РФ

Сейчас нефтепродукты с полоцкого Нафтана и НПЗ в г. Мозыре экспортируется через прибалтийские порты Рига и Вентспилс в Латвии, и Клайпеду в Литве. Расстояние до порта Усть - Луга составляет около 800 км, а до прибалтийских портов - около 400 км.
Соответственно, стоимость доставки до порта Усть -Луга - в 2 раза дороже.
Если учесть, что стоимость транспортировки н/продуктов по ж/д в РФ составит около 0,9 млн руб/т, колебания Батьки понятны.
Разница может составить миллионы долл США/год.

Поэтому, несмотря на агрессивную внешнюю политику проводимую Литвой, Белоруссия до сих пор так и не перевела экспорт через российские порты.
При политической поддержке властей РФ Батька может и потерпеть враждебную риторику прибалтов, сэкономив на удорожании транзита по РФ.
Но власти РФ напрягают и долго сопротивляться Батька не сможет.
Втянув власти РФ в переговоры, А. Лукашенко:
  • справедливо хочет получить от России льготные тарифы на транспортировку по ж/д;
  • настаивает на том, чтобы построить в Ленинградской области совместный морской порт для белорусских товаров. Таким образом он сможет сэкономить на использовании российской инфраструктуры.
Причем построить его А. Лукашенко хочет на российский же кредит, который был выдан на строительство Белорусской АЭС - порядка 3 млрд долл. США из 10 млрд долл. США Белоруссии удалось сэкономить при строительстве станции.
Руководство РЖД не раз заявляло о готовности в 2 раза снизить стоимость транзита, но есть и другие подводные камни:
  • перевалка в портах Прибалтике дешевле;
  • Усть - Луга замерзает в особо холодную погоду.
Так что властям РФ нужно постараться, чтобы уговорить Батьку.
На данный момент Белоруссия так и продолжает экспортировать нефтепродукты, произведенные из дешевой российской нефти через порты враждебной Литвы.


Автор: Д. Савосин, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram