Москва, 4 дек - ИА Neftegaz.RU. Минтранс РФ направил Белоруссии предложения по экспорту нефтепродуктов из российских портов.
Об этом сообщил замминистра транспорта РФ Ю. Цветков.
Тезисы Ю. Цветкова:
- переговоры продолжаются, у нас все расчеты имеются;
- предложения белорусским коллегам направлены, идут коммерческие переговоры;
РФ и Белоруссия начали прорабатывать вопрос перенаправления поставок нефтепродуктов из портов Литвы в РФ из-за заявлений литовской стороны в связи с политической ситуацией в Белоруссии.
А. Новак в сентябре 2020 г. сообщил, что объем перенаправленных поставок нефтепродуктов из портов Литвы в РФ может составить до 4-6 млн т.
Взаимоотношения Белоруссии с Литвой и транзит через Клайпеду
Литва и другие прибалтийские государства первыми выступили с критикой А. Лукашенко после президентских выборов в Белоруссии, а также ввели санкции против республики.Кроме того балтийские страны в знак протеста бойкотировали покупку электроэнергии с Белорусской АЭС.
В ответ на это А. Лукашенко пригрозил им, что переведет экспорт нефтепродуктов и минудобрений в российские порты на Балтике.
Для Литвы это стало бы серьезным ударом, т.к. существенная часть доходов бюджета формируется за счет транзита, в т.ч. 30% - благодаря транзиту белорусских товаров.
В 2019 г. порт Клайпеды обслужил 14,1 млн т/год белорусских грузов - это 30,5% от всех погрузок порта.
По разным оценкам, стоимость товарооборота составила 10 млрд долл. США/год.
Экономика транзита через порты РФ
Сейчас нефтепродукты с полоцкого Нафтана и НПЗ в г. Мозыре экспортируется через прибалтийские порты Рига и Вентспилс в Латвии, и Клайпеду в Литве. Расстояние до порта Усть - Луга составляет около 800 км, а до прибалтийских портов - около 400 км.Соответственно, стоимость доставки до порта Усть -Луга - в 2 раза дороже.
Если учесть, что стоимость транспортировки н/продуктов по ж/д в РФ составит около 0,9 млн руб/т, колебания Батьки понятны.
Разница может составить миллионы долл США/год.
Поэтому, несмотря на агрессивную внешнюю политику проводимую Литвой, Белоруссия до сих пор так и не перевела экспорт через российские порты.
При политической поддержке властей РФ Батька может и потерпеть враждебную риторику прибалтов, сэкономив на удорожании транзита по РФ.
Но власти РФ напрягают и долго сопротивляться Батька не сможет.
Втянув власти РФ в переговоры, А. Лукашенко:
- справедливо хочет получить от России льготные тарифы на транспортировку по ж/д;
- настаивает на том, чтобы построить в Ленинградской области совместный морской порт для белорусских товаров. Таким образом он сможет сэкономить на использовании российской инфраструктуры.
Руководство РЖД не раз заявляло о готовности в 2 раза снизить стоимость транзита, но есть и другие подводные камни:
- перевалка в портах Прибалтике дешевле;
- Усть - Луга замерзает в особо холодную погоду.
На данный момент Белоруссия так и продолжает экспортировать нефтепродукты, произведенные из дешевой российской нефти через порты враждебной Литвы.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина