Об этом сообщило белорусское госагентство БелТА.
Тезисы от А. Лукашенко:
Белоруссия работает над изменением логистики по поставке своих товаров,
- вопрос один - это железнодорожные тарифы и перевалка в портах,
- вопрос строительство порта обсуждался с президентом РФ В. Путиным, он загорелся этим вопросом,
- есть финансовое решение - все, что Белоруссия сэкономит на строительстве Белорусской АЭС, финансируемой за счет кредитов РФ, может быть вложено в порт, строительство терминала.
А если строить порт будут белорусы - выйдет еще дешевле.
Белоруссия, не имея выхода к морю, тесно завязана в вопросах логистики на порты на Балтийском море.
Одним из ключевых портов является Клайпеда в Литве, через который Белоруссия в т.ч. получает танкерные партии нефти для нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Нафтан.
В конце августа 2020 г. А. Лукашенко заявил, что в качестве ответных мер на санкции стран Прибалтики, Белоруссия перестанет пользоваться их портами для перевалки своих экспортных грузов, в основном, калийных удобрений и нефтепродуктов.
Перевалка через порты России, очевидно, дороже, но А. Лукашенко рассчитывает договориться с Россией о тарифах.
3 сентября 2020 г. глава Минэнерго РФ А. Новак после российско-белорусских переговоров в г. Минск сообщил, что обсуждается возможность переброски нефтепотоков из Литвы в российские порты, в частности, в Усть-Лугу.
Потенциал перевалки министр оценил в 3-4 млн т/год нефтепродуктов, заверив, что свободные мощности имеются.
А. Дрозденко тогда уточнил, что порты Усть-Луга и Приморск в Ленинградской области могут принять нефтепотоки из Литвы в 2024 г.
Вопрос экспорта белорусских товаров через российские порты обсуждается уже не 1 год.
В 2017 г. В. Путин выступил с предложением обязать белорусские НПЗ использовать российские порты и железную дорогу, связав это обязательство с беспошлинными поставками российской нефти.
Белорусы посчитали, что даже с учетом скидочки от РЖД, это невыгодно в сравнении с прибалтийской перевалкой, пообещав обеспечить перевалку лишь 1 млн т/год нефтепродуктов через Усть-Лугу, да и то при условии экономических положительных факторов.
Однако вмешалась политика.
Прибалтам оказалось выгоднее сместить А. Лукашенко, и поставить приятного для властей США кандидата, даже в ущерб экономике.
Да и ущерба не будет, поскольку поглощенная Европой Беларусь станет ее придатком, как и Украина.
А это совсем другие деньги.
В настоящее время Белоруссия:
- экспортирует 10-11 млн т/год нефтепродуктов, в т.ч. около 6 млн т/год - через порты стран Балтии на мировые рынки.
- 3-3,5 млн т/год нефтепродуктов поставляется на Украину.
- через порт Клайпеда переваливается около 10 млн т/год белорусских калийных удобрений.
- через порт Калининграда переваливается около 2% транзитных товаров из Белоруссии.
Автор: Е. Алифирова