USD 76.4556

+0.01

EUR 90.3552

-0.09

BRENT 40.47

-0.65

AИ-92 43.3

+0.01

AИ-95 47.31

0

AИ-98 53.03

0

ДТ 47.79

+0.05

, Обновлено 17 июня 07:50
4 мин
2897

ОГТСУ: Газпром демонтирует часть газотранспортных мощностей в направлении Украины

ОГТСУ обвиняет Газпром в попытках сократить транзит совершенно зря. Голосовать!

ОГТСУ: Газпром демонтирует часть газотранспортных мощностей в направлении Украины

Киев, 16 июн - ИА Neftegaz.RU. Газпром начал демонтаж газопроводов на территории России, по которым газ поступает в газотранспортную систему (ГТС) Украины.
Об этом глава Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогон сообщил в интервью OilPoint 15 июня 2020 г.

Обвинения от С. Макогона:
  • Газпром начал демонтировать трубы на своей территории, по которым газ поставляется до границы с Украиной,
  • это проблема,
  • Украина на нее особенно повлиять не может,
  • фактически Газпром хочет уничтожить даже теоретическую возможность транзита газа Украиной в будущем,
  • ОГТСУ сфокусировал капитальные инвестиции на тех объектах, которые будут использоваться и без транзита российского газа,
  • сократимся, ужмемся и будем работать для внутренних поставок, импорта, ПХГ и добычи,
  • ОГТСУ не будет отказываться от малого транзита - использование системы адресной закупки европейцами,
  • сценарий дробления ГТС на отдельные части - для транзитных услуг внутреннего рынка Украины - не соответствует логике газового рынка ЕС,
  • мощности станут меньше, но ОГТСУ сможет выполнять небольшие объемы транзита - 20-30 млрд м3, которые будут проходить теми же трубами, по которым будет происходить и внутренние транспортировки.
Напомним, что в настоящее время Газпром осуществляет транзит газа в Европу по ГТС Украины в рамках 5-летнего контракта, подписанного в декабре 2019 г.
Согласно контракту, Газпром должен прокачать через украинскую ГТС 65 млрд мгаза в 2020 г. и по 40 млрд м3/год в последующие 4 года.
Сокращение объемов прокачки отражает запуск магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 и сухопутного продолжения 2й нитки МГП Турецкий поток, предназначенной для поставок газа в Европу.
Причем в рамках контракта действует принцип «качай или плати», по которому Газпром оплачивает транзитные мощности украинской ГТС независимо от реального объема прокачки.
Объемы и условия транзита российская и украинская сторона мучительно согласовывали в конце 2019 г., но достигнутые договоренности лишь перенесли вопрос о будущем украинского транзита на 5 лет.

Когда С. Макогон говорит о прекращении транзита, он лукавит.
Газпром еще в 2017 г. начал демонтаж избыточных мощностей ГТС на украинском направлении.
Пропускная мощность ГТС Украины, заложенная еще во времена СССР, - около 150 млрд м3/год газа, при модернизации - до 200 млрд м3/год газа.
В 2013 г. 
Есть много причин, по которым транзит российского газа в Европу по ГТС Украины уже не будет таким мощным.
Украина, понимая это, давно планирует консервацию избыточных мощностей, но не говорит, что отказывается от транзита.
Впервые о перспективе консервации части ГТС еще 21 сентября 2013 г.  поведал  премьер-министр Украины Н. Азаров на 10-й Ялтинской встрече «Украина и мир в эпоху перемен: факторы успеха» еще до госпереворота (революции достоинства) 2014 г.
РФ ранее поставляла в Европу около 150 млрд м3/год природного газа.
Но транзит потихоньку схлопывался.
Также в сентябре 2013 г. В. Чупрун говаривал о перспективе консервации части украинской ГТС, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35-37 млрд м3/год.
В итоге, через 6 лет, практически точно, вышли на анонсированную ранее цифру 40 млрд м3/год.
Очередная песня С. Макогона о прекращении российского транзита, очевидно, имеет целью добавить страхов успокоившейся было по украинскому транзиту Европе.

А Газпрому нужен транзит по Украине:
  • чтобы продолжился виртуальный реверс российского газа на Украину, что снижает шансы поставок американского СПГ через СПГ-терминалы Польши и обеспечит присутствие Газпрома на газовом рынке Украины; 
  • чтобы показать ЕС возможность диверсификации путей доставки российского газа в Европу.
Так что, если добрые самаритяне не вмешаются, транзит российского газа по ГТС Украины будет долгим.
Хотя объемы будут, конечно, не те.
Поэтому держать текущие пропускные мощности на украинском направлении Газпрому нет резона.
Транзит 40 млн м3/год российского газа - это максимум, на который может рассчитывать Украина.
Больше американцы не позволят, они не остановят идеи выхода на рынок Украины.
Впрочем, даже такие прогнозы в текущей ситуации потребуют переоценки в будущем.
Коронавирус оказался катализатором глубинных изменений на рынке энергоносителей в мире.
Сначала нефть переболела отрицательными ценами, а ныне пришел черед отрицательных цен на газовых рынках.
Спотовые цены на СПГ оказались выгоднее цен по долгосрочным контрактам, и даже Турция снизила потребление и так премиального по цене российского сетевого газа.
Транзит по МГП Турецкий поток оказался существенно ниже запланированного.
Эта реальность, данная нам в ощущениях, может оказать дополнительное давление на транзит российского газа по Украине.

Поэтому, теоретически, С. Макогон прав, поднимая вопрос дозагрузки ГТС Украины, хотя  причины снижения транзита в виде злых властей РФ он указывает неправильно.

С. Макогон уже неоднократно говорил о том, что в связи с перспективами прекращения транзита российского газа, ОГТСУ ведет работы по развитию альтернативных вариантов использования ГТС Украины после 2025 г.
Основной альтернативой транзиту российского газа для украинской ГТС станет обеспечение транзита газа между странами Европы, что соответствует политике ЕС по обеспечению связности инфраструктуры между странами.
Для чего потребуется расширение и модернизация ГТС в западной части Украины, тогда как мощности в восточной части страны станут избыточными и их придется законсервировать.
Так что демонтаж труб Газпромом в направлении российско-украинской границы, о котором говорил С. Макогон, сенсации из себя не представляет.

Еще один рассматриваемый вариант использования ГТС Украины - предоставление мощностей подземных хранилищ газа (ПХГ) на Украине для хранения газа европейским трейдерам.
В 2017 г. Укртрансгаз запустил услугу «таможенный склад», в рамках которой трейдерам предоставляется возможность 3 года хранить газ в ПХГ без уплаты налогов и таможенных сборов при дальнейшей транспортировке природного газа с территории Украины.
Первоначально услуга не заинтересовала трейдеров, но затем число пользователей постепенно начало расти.
Также украинские ПХГ могут стать важным звеном в схеме поставок американского сжиженного природного газа (СПГ) из Польши в Восточную Европу, обеспечивая хранение газа при низком спросе с последующим выводом газа в период высокого спроса.
Но здесь есть подводные камни в виде недостаточных регазификационных мощностей в Польше.
Рассматривались и еще более экзотические варианты использования украинской ГТС, например, для транспортировки водорода, но это вопрос отдаленного будущего, да по составу металла труб ГТС Украины может быть не готова к таким инновациям.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Instagram
Голосование по теме

Лучший вариант развития для украинской ГТС после 2025 г. – это…





Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»