Об этом 22 апреля 2024 г. заявил глава МИД Швеции Т. Билльстрем перед заседанием Совета министров иностранных дел в Люксембурге, соответствующее видео размещено на сайте ЕК.
14й пакет санкций ЕС
Тезисы от Т. Билльстрема:- мы будем обсуждать, как увеличить поддержку Украины,
- принятие 14го пакета санкций - одна из важнейших вещей,
- мы намерены включить в него как запрет на импорт СПГ, так и меры по сдерживанию российского теневого флота.
13й пакет санкций против России ЕС ввел ко 2й годовщине начала российской спецоперации на Украине, 23 февраля 2024 г.
14й пакет санкций готовится, но его архитектура и сроки принятия пока неясны.
В начале апреля 2024 г. вице-президент ЕК В. Домбровскис говорил, что 14й пакет может быть принят весной, однако его согласование сопряжено с трудностями, поскольку доступное пространство для принятия новых мер против России становится все более ограниченным, а дискуссии между странами ЕС - все более трудными.
В. Домбровскис отметил, что новый пакет будет включать меры, направленные против обхода санкций, подчеркнув, что эффективность санкций зависит от того, насколько хорошо они применяются.
Как ЕС эмбарго на российский газ ввести
ЕС ранее последовательно вводил эмбарго на поставки российского угля, морской импорт российских нефти и нефтепродуктов, а также на трубопроводные поставки нефти по северной нитке магистрального нефтепровода (МНП) Дружба в Германию и Польшу.Поставки трубопроводного газа и СПГ запрет не затронул, но поставки газа по магистральным газопроводам (МГП) значительно сократились после из-за ограничений на экспортных маршрутах:
- прокачка газа по МГП Северный поток-1 начала снижаться с середины 2022 г. из-за проблем Siemens с техобслуживанием и капремонтом турбин, а в сентябре 2022 г. линейная часть газопровода в Балтийском море была взорвана,
- Украина ограничила транзит газа 1 точкой входа из 2,
- МГП Ямал - Европа Газпрому недоступен из-за ответных санкций России против Польши.
Попытки ввести санкции против российского трубопроводного газа жестко блокирует Венгрия, получающая газ из сухопутного продолжения 2й нитки МГП Турецкий поток.
Инициатива Болгарии, решившей, что санкции против российского газа в ЕС все-таки есть, и установившей заградительную таксу на транспортировку газа из МГП Турецкий поток по своей территории, в итоге не прошла, за что отчаянно боролись Венгрия, Сербия и примкнувшая к ним Северная Македония.
В условиях снижения поставок российского трубопроводного газа из России, его частично замещает произведенный в России СПГ.
Россия является крупным поставщиком СПГ в Испанию, Францию, Грецию, Нидерланды, Бельгию.
Блокировать поставки российского СПГ уже предпринимались ЕК, но Бельгия и Нидерланды высказывали опасения по поводу того, как это повлияет на страны, получающие газ через их регазификационные терминалы.
Опасения высказала и Испания, использующая газ в основном для нужд внутреннего рынка.
Компании, получающие российский трубопроводный газ и СПГ, также активно ссылаются на имеющиеся долгосрочные контракты, разрыв которых приведет к значительным штрафам.
ЕК решила снять этот груз с европейских покупателей газа и инициировала соответствующие законодательные изменения:
- совет ЕС и Европарламент 8 декабря 2023 г. достигли предварительного политического соглашения по газовому пакету, который дает странам ЕС возможность ограничить или прекратить доступ российского и белорусского газа к своим газовым системам при определенных условиях,
- 11 апреля 2024 г. Европарламент проголосовал за принятие правил, позволяющих правительствам европейских стран запрещать импорт российского СПГ и бронирование трубопроводных мощностей для поставок газа.
Еврокомиссар по энергетике К. Симсон заявила, что самой эффективной мерой для избавления от российского газа стало бы распространение санкций на поставки СПГ и всего трубопроводного газа из России, но пока единогласной поддержки со стороны глав государств ЕС нет.
Как пройдет согласование 14го пакета санкций ЕС с запретом на импорт СПГ из России пока неясно.
Если эмбарго и будет введено, то с отложенным вступлением в силу, поскольку ввод в строй новых СПГ-заводов ожидается только после 2025 г.
А без достаточного предложения СПГ ЕС рискует столкнуться с повторением газового кризиса, начавшегося во 2м полугодии 2021 г.
Санкции против теневого флота
Теневой флот Россия использует для обхода установленного Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) потолка цен на перевозимые морем российскую нефть (60 долл. США/барр.) и нефтепродукты (100 долл. США/барр. для премиальных нефтепродуктов и 45 долл. США/барр. для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти).Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
В декабре 2023 г. коалиция изменила механизм контроля за соблюдением потолком цен на российскую нефть, в т.ч. расширила требования о наличии сертификатов и обмене информацией между участниками цепочек поставок о стоимости российской нефти.
17 апреля 2024 г. министры финансов и главы центробанков стран G7 договорились продолжать санкционное давление на Россию, в т.ч. принимать меры для борьбы с попытками обхода потолка цен.
В ЕС меры против теневого флота пытаются преподнести в контексте снижения экологических рисков, которые несут старые танкеры.
С подачи западных страховщиков и трейдеров активно обсуждалась тема ненадежности используемых Россией страховок с акцентом на том, что непроверенные страховщики из незападных стран могут не столь ответственно подойти последствиям разливов, а в худшем случае за ликвидацию аварийного разлива нефти (ЛАРН) вообще никто не будет платить.
Недавно Т. Билльстрем в интервью The Guardian заявил, что танкеры, перевозящие российскую нефть через Балтийское море, непригодны к эксплуатации или находятся в крайне плохом состоянии, они нарушают международные морские правила, что может привести к экологическому хаосу.
Присоединение Швеции и Финляндии к НАТО, по мнению министра, изменило стратегическую обстановку в Балтийском регионе, поэтому возникла необходимость утверждения новых правил в странах Северной Европы из-за использования устаревших танкеров.
Прощупывание почвы по поводу закрытия для России судоходных маршрутов в Балтийском море периодически производится.
Так, после повреждения 8 октября 2023 г. морского газопровода-интерконнектора Balticconnector, соединяющего газотранспортные системы (ГТС) Эстонии и Финляндии, президент Латвии Э. Ринкевичс призвал закрыть Балтийское море для всех российских судов.
Однако до практических действий со стороны НАТО дело не дошло, поскольку для России блокировка прохода ее судов в Балтийском море означает casus belli.
В ноябре 2023 г. FT писал, что ЕС поручит Дании проверять и потенциально блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды.
От такой перспективы Дания спешно дистанцировалась, сославшись на то, что у нее сильно ограничены возможности для проверок российских танкеров в рамках санкций ЕС.