USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.58

+0.17

Природный газ 3.117

+0.14

4 мин
...

МИД Японии: проекты на Сахалине важны для энергобезопасности страны

В связи с этим страна сохранит участие в них, говорится в ежегодном докладе по дипломатии внешнеполитического ведомства

МИД Японии: проекты на Сахалине важны для энергобезопасности страны

Описание: проект Сахалин-2

Источник: Газпром

Москва, 16 апр - ИА Neftegaz.RU. Власти Японии намерены сохранять участие в российских проектах Сахалин-1 и Сахалин-2, поскольку считают их важными для энергобезопасности страны.
Об этом говорится в опубликованном ежегодном докладе по дипломатии японского внешнеполитического ведомства Синяя книга.

Тезисы из документа:
  • что касается энергетического сектора, японское правительство проводит политику по постепенному отказу от зависимости от России, включая уголь и нефть, и действует так, чтобы минимизировать негативное воздействие на жизнь людей и бизнес;
  • вместе с тем проекты Сахалин-1 и Сахалин-2 крайне важны для Токио:
    • проекты по разработке нефти и природного газа Сахалин-1 и Сахалин-2 являются важными для энергобезопасности Японии с точки зрения обеспечения стабильных поставок в среднесрочной и долгосрочной перспективе,
    • мы намерены сохранять свое участие в них.
С проекта Сахалин-2 Япония - один из крупнейших в мире импортеров сжиженного природного газа (СПГ) - получает около 9% всего закупаемого СПГ.
Японские компании Mitsui и Mitsubishi владеют в нем долями участия в 12,5% и 10% соответственно.

В проекте Сахалин-1 30%-ная доля участия принадлежит японскому консорциуму Sodeco.
Его главный акционер - правительство Японии, а членами являются частные компании Japex, Itochu, Marubeni, Inpex.
Нефть с Сахалина-1 Япония не импортирует, но проект считается важным с точки зрения потенциальной возможности диверсификации поставок.
До 95% нефти в Японию в данный момент поступает с Ближнего Востока.

Сахалин-1

  • реализуется на основании соглашения о разделе продукции (СРП), включает 3 месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе о. Сахалин;
  • общие запасы месторождений проекта оцениваются в 307 млн т нефти и 485 млрд м3 природного газа;
  • до октября 2022 г. оператором проекта Сахалин-1 являлась Exxon Neftegaz Limited, зарегистрированная на Багамских о-вах дочка ExxonMobil, которая владела 30% в проекте;
  • в проекте также участвуют Роснефть (20% через Сахалинморнефтегаз-Шельф и РН-Астра), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC Videsh (20%);
  • указ президента №723 от 7 октября 2022 г., предусматривает замену проекта Сахалин-1 с Exxon Neftegas Ltd. на российское ООО;
  • к этому моменту ExxonMobil, владеющая 30% в Exxon Neftegas Ltd. заявила о полном уходе из РФ, остановив при этом добычу на проекте и попытавшись передать права по СРП Сахалин-1 неназванной третьей стороне;
  • эта попытка была пресечена, а затем последовал указ о переводе проекта Сахалин-1 в российскую юрисдикцию;
  • под управлением Роснефти в ноябре 2022 г. на проекте Сахалин-1 удалось возобновить добычу нефти;
  • но длительный простой присел к потере поступлений в бюджетной системе РФ и ухудшению характеристик месторождений, которые могут существенно повлиять на снижение коэффициента от нефтеотдачи (КИН);
  • в соответствии с указом президента от 7 октября 2022 г., Сахалинморнефтегаз-Шельф, дочка Роснефти, получила 11,5% в уставном капитале компании (пропорционально доле участия проекте), также компания стала единоличным исполнительным органом нового оператора;
  • еще 8,5% перешли к другой дочке Роснефти - РН-Астра;
  • иностранные акционеры получили возможность конвертировать свои доли участия в проекте Сахалин-1 в нового оператора;
  • ONGC и Sodeco сообщили о своей готовности принять доли участия в новом операторе, а ExxonMobil заявила о полном уходе из России;
  • согласно указу доля участия в российском операторе проекта, передача которой не была осуществлена иностранной стороне консорциума, подлежит оценке правительством РФ и продаже российскому юрлицу, соответствующему определенным правительством критериям;
  • денежные средства от продажи зачисляются на спецсчет типа С и замораживаются и выплачиваются иностранному участнику после удержания размера ущерба, который должен быть определен по результатам аудита.


Сахалин-2

  • расположен ближе всего к Северной Азии, где находятся крупнейшие мировые покупатели;
  • в 2023 г. предприятие обеспечило почти 10% потребностей Японии в СПГ и не стало объектом западных санкций т.к. для Японии ЕС продлил исключение из-под действия механизма потолка цен до 28 июня 2024 г.;
  • предусматривает освоение Пильтун-Астохского (преимущественно нефтяное) и Лунского (преимущественно газовое) месторождений на шельфе о. Сахалин;
  • в рамках проекта действует завод по производству сжиженного природного газа номинальной мощностью 9,6 млн т/год, которая впоследствии была увеличена до 11,5 млн т/год СПГ за счет программы оптимизации;
  • в июне 2022 г. В. Путин подписал указ о замене оператора СРП по проекту Сахалин-2 с бермудской Sakhalin Energy на российское ООО Сахалинская энергия.
    Газпром изначально получил 50,00000001% в новом операторе;
  • иностранным акционерам было предложено получить свои доли участия в соответствии с долями участия в СРП;
  • Японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%) ожидаемо согласились, поскольку чрезвычайно сильно зависят от поставок СПГ с этого проекта, а британо-нидерландская Shell (27,49999998621683%) - отказалась;
  • процедура продажи невостребованной доли участия в Сахалинской энергии НОВАТЭКу пока непонятна, но вероятным покупателем доли называют НОВАТЭК;
  • в настоящее время цена на СПГ с Сахалина-2 установлена в долгосрочных контрактах на уровне 13% от цены на сорт нефти Brent;
  • согласно данным отслеживания судов, в 2023 г. более половины экспорта Сахалина-2 было отправлено в Японию;
  • у Сахалинской энергии есть контракты на поставку газа, рассчитанные до начала 2030х гг., с японскими импортерами, в т.ч. с Tokyo Gas Co. и Kyushu Electric Power Co.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram