USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent 72.87

-0.07

Природный газ 3.176

-0.19

6 мин
...

СУГ, алмазы и потолок цен. 12-й пакет санкций ЕС против России вступил в силу

По настоянию Венгрии ЕС исключил проект АЭС Пакш-2 из списка ограничений в рамках 12го пакета санкций.

СУГ, алмазы и потолок цен. 12-й пакет санкций ЕС против России вступил в силу

Москва, 18 дек - ИА Neftegaz.RU. 12й пакет санкций ЕС против России 18 декабря 2023 г. опубликован в официальном журнале ЕС и вступил в силу.

Потолок цен на российскую нефть

ЕС в 12м пакете санкций усиливает контроль за соблюдением потолка цен на перевозимую морем российскую нефть.
Напомним, что потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) 5 декабря 2022 г. синхронно с эмбарго ЕС.
С 5 февраля 2023 г. установлен потолок цен на нефтепродукты, который для премиальных нефтепродуктов составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.

Для контроля соблюдения потолка цен ЕС вводит новые меры для более тщательного контроля за продажей танкеров третьим странам, а также устанавливает более детальные требования к сертификации.
Так, ЕС рассчитывает бороться с фальсификацией сертификатов за счет требования о предоставлении по запросу детализированной информации о дополнительных расходах, таких как страхование, и фрахт, по всей цепочке поставок российской нефти.
Детализированная информация о ценах должна предоставляться теми участниками, которые имеют доступ к этой информации, такими как трейдеры и фрахтователи.
Участники цепочки поставок, такие как судовладельцы и страховщики, должны иметь возможность собирать эту детализированную информацию о стоимости, предоставленную участниками, расположенными ближе к источнику такой информации, и делиться ею.
Компетентные органы могут запросить эту информацию у любого участника, независимо от его места в цепочке поставок, в любое время, чтобы проверить соответствие механизму ограничения цен.
ЕС рассчитывает, что это поможет бороться с теневым флотом танкеров, которые используются для транспортировки российской нефти вне механизма потолка цен.
Свои действия ЕС осуществляет в тесном диалоге с партнерами по G7, чтобы обеспечить согласованность мер и будущих рекомендаций.

ЕС усилит мониторинг и обмен данными о танкерах для выявления судов, которые осуществляют перевалку российской нефти с борт-в-борт (ship-to-ship, STS).
Так, страны ЕС внедрят усиленный механизм обмена информацией для выявления фактов манипулирования данными AIS (автоматической системы идентификации судов), что часто применяется при транспортировке российской нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, будет усилен мониторинг за судами во избежание перевалки STS, которая используется для сокрытия происхождения сырья.

Для Японии ЕС пролил исключение из-под действия механизма потолка цен в отношении проекта Сахалин-2 до 28 июня 2024 г.

Санкции против СУГ

ЕС вводит запрет на импорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) из России.
При этом разрешается импорт товаров, подпадающих под коды CN 2711 12, 2711 13, 2711 14, 2711 19 (сжиженные пропан и бутан, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен) до 20 декабря 2024 г. по контрактам, заключенным до 19 декабря 2023 г., или допсоглашениям, необходимым для исполнения таких контрактов.
По оценкам ЕК, запрет на импорт СУГ затрагивает импорт ЕС на сумму более 1 млрд евро/год..
Страны ЕС традиционно покупали СУГ из России, крупнейшим из них являются Польша и страны Балтии, которые в т.ч. осуществляют реэкспорт на Украину, а также Финляндия.

В ходе обсуждения 12го пакета санкций ЕС рассматривался запрет на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из России, но введен он не был.
В разъяснениях ЕС по новому пакету санкций отдельно поясняется, что санкции не затронули российский СПГ т.к.:
  • итоговое влияние такой меры на доходы России было бы ограниченным, поскольку Россия могла бы перенаправить основную часть экспорта на другие рынки, особенно в Азию,
  • Россия, вероятно, выиграла бы от роста мировых цен на газ из-за потенциального эмбарго,
  • рынки СПГ очень волатильны и имеют тенденцию излишне реагировать на небольшие шоки спроса и предложения,
  • любое дополнительное ограничение должно быть согласовано Советом Европы единогласно.

Пакш-2 вне санкций

По настоянию Венгрии ЕС исключил проект АЭС Пакш-2 из списка ограничений в рамках 12го пакета санкций.
Таким образом в рамках проекта ограничения не распространяются на :
  • продолжение проектирования, строительство и ввод в эксплуатацию, необходимые для завершения гражданских ядерных установок, таких как проект АЭС Пакш-2,
  • эксплуатацию, техобслуживание, вывод из эксплуатации, обращение с радиоактивными отходами, поставки топлива и повторную переработку,
  • перевозку ядерного топлива и других товаров, строго необходимых для функционирования АЭС.
В разъяснениях ЕС отмечается, что ввиду важности проекта АЭС Пакш-2 для интересов Венгрии, исключения и изъятия, связанные с проектом гражданской атомной энергетики, в полном объеме применяются ко всем товарам и услугам, необходимым для этого проекта.

Металлургия, алмазы и др. ограничения

ЕС в рамках 12го пакета вводит дополнительные ограничения на импорт продукции металлургии, такой как чугун и шпигель (специальный вид чугуна, называемый зеркальным и применяемый в производстве стали), медная проволока, алюминиевая проволока, фольга, трубы.
По оценкам ЕК, эти ограничения касаются импорта ЕС на общую сумму стоимостью 2,2 млрд евро/год.
К санкциям ЕС в качестве партнера присоединилась Швейцария, которая будет применять аналогичные с ЕС ограничительные меры к импорту металлургической продукции из России.

В 12й пакет санкций ЕС также вошел запрет на импорт российских алмазов, в т.ч. тех, которые были обработаны в третьих странах или перевозились транзитом через Россию.
Прямой запрет коснется непромышленных природных и синтетических алмазов, а также алмазных украшений начиная с 1 января 2024 г.
Непрямой запрет на алмазы, обработанные в третьих странах, в т.ч. украшения с алмазами из России, будет вводиться поэтапно с 1 марта и будет завершен к 1 сентября 2024 г.
Эта мера вводится в координации со странами G7, которые для повышения эффективности этих мер создадут механизм проверки и сертификации необработанных алмазов, основанный на отслеживаемости.

ЕС вводит дополнительные ограничения на экспорт в Россию товаров двойного назначения, передовых технологических и промышленных товаров на сумму 2,3 млрд евро/год, в т.ч.:
  • контроль за экспортом передовых технологий двойного назначения, включая химикаты, термостаты, двигатели постоянного тока и серводвигатели для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), станки и детали машин,
  • запреты на экспорт промышленных товаров из ЕС, включая машины и запчасти, товары, связанные со строительством, переработанную сталь, медь и алюминий, лазеры и аккумуляторы.

Также ЕС расширил запрет на транзит товаров из ЕС в третьи страны через территорию России на любые товары, которые могут иметь военное назначение.
Для операторов экспортных контрактов ЕС вводится обязательство запрещать по контракту реэкспорт определенных категорий чувствительных товаров в Россию, включая товары, связанные с авиацией, авиатопливо, огнестрельное оружие и др.
Помимо этого, ЕС запрещает на своей территории гражданам РФ занимать руководящие посты в компаниях, в частности, связанных с предоставлением россиянам услуг криптокошельков.
Также вводятся ограничение на предоставление программного обеспечения (ПО) для управления предприятиями и ПО для промышленного дизайна и производства.

Санкции против компаний и физических лиц

В новый санкционный список ЕС включил 86 компаний и организаций и 61 физическое лицо.
Под санкции попали компании:

Персональные санкции ЕС введены против:
  • И. Медведева, сына зампреда Совбеза РФ Д. Медведева,
  • глав республик Алтай и Башкортостан О. Хорохордина и Р. Хабирова, членов ЦИК,
  • гендиректора Уралвагонзавода А. Потапова,
  • главкома ВКС России В. Афзалова,
  • главы Росфинмониторинга Ю. Чиханчина,
  • совладельца и председателя совета директоров ТАИФа Р. Сультеева.
В санкционный список, в частности, вошли:
  • авиастроительные и ремонтные предприятия - Туполев, 123й авиационный ремонтный завод, Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, Арсеньевская авиационная компания Прогресс им. Н.И. Сазыкина, Смоленский авиационный завод, Нижегородский авиастроительный завод Сокол, Кумертауское авиационное производственное предприятие, Авиастар-СП, Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина и Воронежское акционерное самолетостроительное общество;
  • в судостроении - Конструкторское бюро по проектированию судов Вымпел;
  • в двигателестроении - ОДК Сатурн и Коломенский завод,
  • ВНИИ технической физики им. акад. Е.И. Забабахина (ВНИИТФ) и Владимирское производственное объединение Точмаш, структуры Росатома;
  • производители радиолокационного оборудования - Ульяновский механический завод, Лантан;
  • приборостроительные предприятия - Вологодский оптико-механический завод, НПО Прибор им. С.С. Голембиовского;
  • особая экономическая зона (ОЭЗ) Алабуга и несколько действующих в ней компаний, в т.ч. Альбатрос, Авиационные измерительные технологии (Авиатест.аэро), Беспилотные системы;
  • ряд компаний, работающих в сфере ИТ и информационной безопасности - Информзащита, Инфотекс, Бизон;
  • группа Альфа Страхование;
  • телеканалы Царьград и Спас.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram