Сказать что-то новое про газовый конфликт России и Украины, вероятно, нельзя, но привлечь внимание к проблеме - можно.
Почему именно сейчас, 4 апреля 2015 г поднял этот вопрос А.Новак в интервью каналу Россия 1, обыватели узнают позже.
Тем не менее, то что известно давно и не раз обсуждалось, опять всплыло на поверхность.
Если физический реверс газа на Украину - это еще куда ни шло, то виртуальный реверс - это нарушение контрактов, которое может быть чревато судебными исками Газпрома, неделикатно сквозило в словах А.Новак.
Юристы уже занимаются, неторопливо поведал А.Новак, по некоторым договорам могут быть и правовые претензии.
Европа не раз заявляла о том, что сумеет диверсифицировать поставки российского газа, но пока это остается словами.
Азербайджанский газ с ШахДениз будет поставляться еще нескоро, поэтому Европа не хочет пока совсем разругаться с Россией.
Нынешнее замечание А.Новака, однозначно, дойдет до ушей тех, кого это касается.
Следует отличать импорт газа из Европы на Украину и реверс газа на Украину.
Дело в том, что цены в контрактах обычно разные.
Сейчас за унификацию цен на газ Европа борется, создавая Энергосоюз.
Можно предположить, что цены на газ из России для Украины повыше, чем для Европы, поэтому самое выгодное для украинцев - это купить более дешевый газ у ЕС.
Для этого у ЕС должен быть избыток российского или иного газа.
Ранее ЕС поступал просто и заказывал дополнительные сверхконтрактные объемы российского газа , а доверчивый Газпром - поставлял.
Когда поставка газа из ЕС на Украину достигла промышленных объемов, Газпром. потеряв около 5 млрд долл США, насторожился и прекратил сверхплановые поставки газа в Европу.
Тогда уже насторожилась Европа, потому что начала рушиться схема реверса, согласно которой ЕС разрешал Украине отбор российского транзитного газа еще до границы с Европой, формально получая виртуальный газ в полном объеме.
Это и называется виртуальный реверс.
Декларируется поставка газа из Европы, а фактически - это поставка из России.
В случае виртуального реверса отсутствует транспортная составляющая поставок из Европы, потому что российский газ, который идет транзитом в Европу, отбирается Украиной физически не доходя до Европы, но доходя виртуально.
Тем не менее, даже сейчас, после снижения сверхконтрактных поставок российского газа, некоторый избыток газа в ЕС есть из-за снижения потребления, и схема виртуального реверса может работать.
В случае реального , физического импорта газа из Европы, в цене на газ должна присутствовать транспортная составляющая, потому что европейский газ еще нужно доставить до границы с Украиной.
Это может быть менее рентабельно или даже невыгодно, поэтому у России уже давно появились смутные сомнения по поводу реверса газа.
К примеру, когда В.Путин попросил В.Орбана не использовать виртуальный реверс на Украину, пообещав много благ, то поставки газа из Венгрии сократились.
Недавно поставки были увеличены вновь, но, похоже, схема немного модернизирована.
Можно предположить, что внедрена некая система полуреверса, когда Венгрия приобретает российский газ у Словакии, которая уже по максимуму загружена реверсом газа, и по короткому плечу поставляет на Украину.