USD 92.5254

+0.23

EUR 99.4116

-0.15

Brent 89.59

+0.37

Природный газ 1.849

0

3 мин
...

Географы МГУ совместно с коллегами изучают воздействие керосинового топлива на почвы

В результате исследований будут получены пороговые концентрации загрязняющих веществ в почвах, не влияющие на биологическую активность

Москва, 11 дек - ИА Neftegaz.RU. Географы Московского государственного университета (МГУ им. М.В. Ломоносова) вместе с коллегами из других научных организаций изучают ландшафтно-геохимические механизмы устойчивости почвенных экосистем к воздействию керосинового топлива.
Об этом сообщила пресс-служба Географического факультета МГУ 11 декабря 2019 г.

Бензин, керосин и дизельное топливо, которые так широко используются нами в повседневной жизни, состоят из большого количества углеводородов и представляют собой не один определенный компонент, а сложную смесь непостоянного состава.
Влияние такого керосинового топлива на окружающую среду и изучают ученые.

Работы начались летом 2019 г. с проведения экспериментальных лабораторных исследований и продлятся до весны 2020 г., после чего начнутся полевые эксперименты.
Результаты экспериментальных исследований:
  • позволят определить факторы миграции, накопления и трансформации керосинового топлива в почвах различных природных зон;
  • помогут оценить влияние керосинового топлива на жизнь почвенных микроорганизмов и динамику их численности при восстановлении почв после загрязнения.
Работы выполняют сотрудники географического и химического факультетов МГУ, Пущинского научного центра биологических исследований РАН, Сколковского института науки и технологий, Института проблем передачи информации им. А. Харкевича РАН при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект РФФИ № 19-29-05206).

Заведующая лабораторией экологической безопасности кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ, руководитель проекта Т. Королева рассказала, что разные виды топлива могут поступать в большом количестве в почвы на автозаправочных станциях, аэродромах, космодромах, при авариях на автотранспорте и др.

И хотя принято говорить об их «экологической чистоте» (потому, что по степени воздействия на организм в системе стандартов безопасности труда эти виды топлива относятся к мало- и умеренно опасным веществам), практически нет работ, где всесторонне оценена устойчивость почвенных экосистем к загрязнению керосиновым топливом с учетом их растворимости, летучести, миграционной способности и токсичности.

Большинство современных исследований направлено на изучение воздействия углеводородов на отдельные компоненты экосистемы (например, почву или растительность).
Так, за рубежом сравнительно подробно изучено воздействие легко- и среднелетучих углеводородов на физические и химические свойства почв, смоделирована миграция керосина в почвах.

В ряде российских исследований рассмотрена трансформация свойств почв, загрязненных нефтью, мазутом, бензином, моторными маслами.
Но воздействие керосина практически не исследовано, т.к. до 2018 г. не было надежной методики идентификации продуктов его трансформации.
В отдельных работах лишь проанализировано влияние загрязнения керосином на типичные экологические или таксономические группы растительных сообществ.

«Мы комплексно оцениваем, каким образом устойчивость почв зависит от их свойств, а также от особенностей климата и живущих микроорганизмов при загрязнении керосиновым топливом. Исследования проводим на основе полевых и лабораторных экспериментов. Используем классические, современные и оригинальные методы почвоведения, геохимии, биогеохимии, экологии, аналитической химии, биоинформатики и биохимии», - пояснила Т. Королева.

Завершить работы по изучению влияния керосинового топлива на почвенные экосистемы ученые планируют в 2022 г.
В результате исследований будут получены пороговые концентрации загрязняющих веществ в почвах, не влияющие на биологическую активность.
Также ученые выявят пороговые концентрации загрязняющих веществ, при которых возникает необратимая деградация почвенного биоценоза.

Исследователи установят скорости восстановления свойств почвенных экосистем в пределах территорий, испытывающих долговременное загрязнение керосиновыми топливами.
Результаты работ будут опубликованы в российских и зарубежных изданиях.

Напомним, что в ноябре 2019 г. ученые Губкинского университета совместно с МОУ Институт инженерной физики и НПО Волга-Экология создали линейку принципиально новых препаратов-нефтедеструкторов, позволяющих эффективно очищать грунт и водные объекты от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.


Автор: А. Игнатьева


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram