USD 90.6537

-0.33

EUR 98.5842

-0.19

Brent 83.13

-0.5

Природный газ 2.729

-0.01

5 мин
...

Минэнерго РФ утвердило порядок мониторинга цен экспортируемой российской нефти в рамках указа В. Путина о контрпотолке цен на нефть

Кроме того, обновленный порядок наблюдения за экспортными ценами станет удобным механизмом для налогообложения нефтяной отрасли.

Минэнерго РФ утвердило порядок мониторинга цен экспортируемой российской нефти в рамках указа В. Путина о контрпотолке цен на нефть

Москва, 2 мар - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ, в рамках исполнения указа президента РФ о применении специальных мер в ТЭК из-за введения недружественными странами потолка цен, утвердило порядок мониторинга цен на экспортируемую российскую нефть.
Приказ Минэнерго РФ от 22 февраля 2023 г. №95 «Об утверждении порядка мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт» зарегистрирован Минюстом 1 марта 2023 г. (№72481).

Согласно документу, мониторинг цен будет осуществляться ежемесячно на основании сбора и сопоставления информации о ценах на российскую нефть и другие сорта нефти.
Источниками данных для мониторинга станут данные:
  • Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ),
  • ценового агентства Аргус Медиа,
  • Федеральной таможенной службы (ФТС).

СПбМТСБ будет предоставлять Минэнерго РФ данные о сводных ценах на нефть сорта Urals, отгруженную из портов Новороссийск, Усть-Луга и Приморск, а также о стоимости сибирской нефти сорта ВСТО (ESPO), транспортируемой по магистральному нефтепроводу (МНП) Восточная Сибирь - Тихий Океан и отгруженной на экспорт из порта Козьмино.
При этом данные биржи должны быть приведены к условиям поставки с погрузкой на судно (free on board, FOB) отдельно для каждого порта с детализацией по экспортерам.

На основании полученных данных Минэнерго РФ будет рассчитывать индикативные цены на нефть (Исц) сорта Urals, отражаемую на экспорт из портов Новороссийск, Усть-Луга, Приморск, и ESPO, отгружаемую на экспорт из порта Козьмино, на условиях FOB в допларах США за баррель.
Расчет Исц базируется на данных о цене нефти Brent от Аргуса с корректировкой на индикативный дисконт российской нефти к Brent, который складывается из затрат на транспортировку (страхование и фрахт), а также на скидки покупателям.
В общем виде расчет Исц будет осуществляться по формуле:

Исц = Рб - (Рскд + Сстрх + Сфх)

где:
Рб - среднемесячная цена нефти североморской смеси Брент датированный (North Sea Dated, включает 5 сортов нефти: Брент, Фортиз, Осеберг, Экофиск и Тролль - BFOET) за отчетный месяц по данным Аргус Медиа.
Рскд - рыночная скидка покупателям российской нефти, определяемая для нефти Urals как разница между:
  • средним арифметическим среднемесячных значений цен на нефть Arab medium (Саудовская Аравия), Basrah heavy и Basrah medium (Ирак), Iran heavy (Иран), Oman (Оман), Dubai (ОАЭ), Меrеy (Венесуэла), Мesa (Венесузла)
  • и среднемесячной ценой нефти North Sea Dated.
Для ESPO считается разница между:
  • средним арифметическим среднемесячных значений цен на нефть Arab light и Arab medium (Саудовская Аравия), Basrah medium (Ирак), Iran light (Иран)
  • и среднемесячной ценой нефти сорта Dubai по данным Аргус.
Для ESPO дополнительно учитывается разница между среднемесячными ценами North Sea Dated и Dubai вновь по данным Аргус Медиа.
Сумма Сстрх и Сфх составляет среднемесячные затраты за отчетный месяц, связанные с транспортировкой российской нефти на экспорт:
Сстрх - средняя стоимость страхования при поставках российской нефти на экспорт за отчетный месяц, определяемая Минэнерго РФ на основании информационных материалов, направляемых юридическими и физическими лицами, участвующими в поставке российской нефти на экспорт, и/или определяемая биржей по данным, содержащимся в реестре внебиржевых договоров.
Сфх - средняя стоимость фрахта судна за отчетный месяц, определяемая Минэнерго РФ на основании информационных материалов из тех же источников.

Комментируя выход указа, глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов отметил:
  • новый порядок мониторинга цен на нефть позволит отслеживать реальную стоимость реализации российской нефти, чтобы не продавать наши ресурсы по сниженным ценам из-за введенного потолка со стороны недружественных государств,
  • кроме того, обновленный порядок наблюдения за экспортными ценами станет удобным механизмом для налогообложения нефтяной отрасли.


Потолок цен на поставляемые морем российскую нефть и нефтепродукты установила т.н. Коалиция по ограничению цен в составе G7, ЕС и присоединившихся к ним стран:
  • 5 декабря 2022 г. вступил в силу потолок цен на российскую нефть, который был установлен на уровне 60 долл. США/барр., пересмотр этого уровня ожидается в марте 2023 г.,
  • 5 февраля 2023 г. последовал потолок цен на нефтепродукты, который установлен отдельно для премиальных нефтепродуктов (100 долл. США/барр.) и нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти (45 долл. США/барр.).
В обоих случаях потолок цен вступил в силу синхронно с соответствующим эмбарго ЕС.

В рамках ответа на эти меры 27 декабря 2022 г. В. Путин подписал указ о контрпотолке, запрещающий продажу нефти иностранным лицам по контрактам, в которых используется механизм фиксации предельной цены, на всех этапах поставок до конечного покупателя.
28 января 2023 г. правительство РФ установило порядок реализации указа президента, приняв постановление, которое предполагает механизмы контроля за неприменением потолка цен.
Согласно документу, ФТС будет проверять контракты экспортеров, а те, в свою очередь, должны будут контролировать, чтобы перепродажа нефти до конечного получателя не была осуществлена с условиями фиксации цены, функция мониторинга возложена на Минэнерго РФ.

Отдельной проблемой стали выпадающие доходы бюджета РФ, которые стали результатом как высоких дисконтов на нефть Urals, так и особенностями налогового регулирования российской нефтяной отрасли.
По данным Минфина РФ, средняя цена Urals в феврале 2023 г. сложилась в размере 49,56 долл. США/барр., что в 1,86 раз ниже, чем в феврале 2022 г., но на 0,2% больше, чем в январе 2023 г. (бюджет РФ на 2023 г. при этом сверстан исходя из прогноза цены Urals в размере 70,1 долл. США/барр.).
Данные Минфина РФ по средней цене Urals по-прежнему базируются на предоставляемых Аргусом котировках CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta), которых сейчас физически нет из-за эмбарго ЕС.
В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
23 февраля 2023 г. В. Путин подписал закон, донастраивающий налогообложение нефтяной отрасли в виде ограничения дисконтов Urals к цене Brent при расчете налогов, которое будет постепенно сокращаться.
В апреле 2023 г. эта разница составит 34 долл. США/барр., далее ежемесячно она будет сокращаться на 3 долл. США/мес. и к июлю снизится до 25 долл. США/барр.
Минфин РФ ранее пояснял, что для расчета налогов будет применяться цена нефти Urals в фактическом размере, но они при этом должны быть не ниже цены Brent минус установленный размер дисконта.

Т.е. методика Аргуса в качестве основы для определения цен на нефть Urals для нужд налогообложения, как в случае и с мониторингом цен, сохраняется.
Российские министерства неоднократно заявляли, что прорабатывают вопрос создания комплексной системы национальных ценовых индикаторов.
1 марта 2023 г. выступая в Госдуме в рамках подготовки к правительственному часу, Н. Шульгинов сообщил, что отечественный индикатор, отражающий спрос и предложение на российские нефтяные поставки, т.е. российский бенчмарк, может быть готов в 2023 г.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram