USD 91.9499

-0.74

EUR 100.365

-0.25

Brent 85.74

+0.23

Природный газ 1.677

-0.02

6 мин
...

Н. Шульгинов депутатам Госдумы: российский бенчмарк может быть готов в 2023 г.

Правительственный час по реализации приоритетных проектов развития российской энергетики с участием Н. Шульгинова пройдет 15 марта 2023 г., к мероприятию идет активная подготовка

Н. Шульгинов депутатам Госдумы: российский бенчмарк может быть готов в 2023 г.

Источник: Минэнерго РФ

Москва, 1 мар - ИА Neftegaz.RU. Отечественный индикатор, отражающий спрос и предложение на российские нефтяные поставки (российский бенчмарк) может быть готов в 2023 г.
Об этом глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов 1 марта 2023 г. сообщил в ходе совместного заседания Комитета Госдумы по энергетике и Комитета Госдумы по контролю по подготовке проведения «Правительственного часа» на тему «О реализации приоритетных проектов развития энергетики РФ».

И снова о российском бенчмарке

В ходе заседания депутаты Госдумы поинтересовались у Н. Шульгинова о перспективах создания отечественного индикатора.
По словам Н. Шульгинова, вопрос перехода на независимые отечественные источники информации о стоимости нефти вместо используемых сейчас может быть решен в 2023 г.
Важность этого вопроса обусловлена тем, что нефтяная отрасль, как впрочем и другие отрасли ТЭК, являются бюджетообразующими.

Однако наполнение российского бюджета сейчас находится под давлением как со стороны высоких дисконтов на нефть Urals, так и особенностями налогового регулирования российской нефтяной отрасли.
По сообщению Минфина РФ средняя цена нефти сорта Urals в феврале 2023 г. сложилась в размере 49,56 долл. США/барр., что в 1,86 раз ниже, чем в феврале 2022 г., но на 0,2% больше, чем в январе 2023 г. (бюджет РФ на 2023 г. сверстан исходя из прогноза цены Urals в размере 70,1 долл. США/барр.).
Однако данные Минфина РФ по средней цене Urals по-прежнему базируются на предоставляемых Argus котировках CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta), которых сейчас физически нет из-за эмбарго ЕС.
В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Этот показатель сейчас сильно искажен в связи в выстраиванием новых логистических цепочек, частично находящихся в серой зоне.

Для защиты доходов бюджета Минфином РФ был подготовлен законопроект об уточнении методики определения цен на нефть и нефтепродукты для целей налогообложения, что должно минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета.
Соответствующий закон президент РФ В. Путин подписал 23 февраля 2023 г.
Принципиальных изменений в российской системе налогообложения нефтяной отрасли не произошло, была осуществлена лишь донастройка в виде ограничения дисконтов Urals к цене Brent при исчислении налогов, которое будет постепенно сокращаться на 3 долл. США/мес.
Минфин РФ ранее пояснял, что для расчета налогов предлагается применять цены нефти Urals в фактическом размере, но они при этом должны быть не ниже цены Brent минус установленный размер дисконта.
В апреле 2023 г. эта разница составит 34 долл. США/барр., но к июлю снизится до 25 долл. США/барр., что позволит нефтяным компаниям адаптироваться к применению такого порядка расчета налогов на базе котировок Urals.

Однако методика Argus в качестве основы для определения цен на нефть Urals для нужд налогообложения сохраняется.
Российские министерства неоднократно заявляли, что прорабатывают вопрос перехода на независимые отечественные источники информации о стоимости нефти вместо данных Argus.
В перспективе речь может идти о создании комплексной системы национальных ценовых индикаторов.
Минфин РФ сообщал, что в 1м квартале 2023 г. проведет анализ альтернативных котировок нефти, в т.ч. Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Использование внебиржевых индексов СПбМТСБ для расчета налогов в нефтегазовой сфере правительство РФ начало обсуждать еще в апреле 2022 г., но в конкретные действия это не воплотилось.
Планы по созданию эталонного сорта нефти российские власти также вынашивают не первый год, но запуск нефтяной торговли на национальной платформе реализовать не удается.

Импортозамещение и др. важные вопросы

Также глава Минэнерго РФ сообщил о еще одном важном направлении работ по импортозамещению в ТЭК - газовых турбинах большой мощности (ГТБМ).
По словам Н. Шульгинова, вместе с другими заинтересованными ведомствами занимаемся вопросами производства ГТБМ.
Турбина ГТЭ-170 мощностью 170 МВт, которую производят Силовые машины, должна быть поставлена уже в 2023 г., мощностью 65 МВт (ГТЭ-65) - ожидается в 2024 г.
Высокая готовность и в производстве турбин на 110 МВт, речь идет о ГТД-110М ОДК, дочки Ростеха
Н. Шульгинов также отметил, что российские компании уже начали заниматься сервисным обслуживанием турбин.
Кроме того, заработал режим экономии ресурса газовых турбин иностранного производства, когда компаниям не начисляются штрафы при наличии соответствующей заявки.

В ходе заседания также обсуждались вопросы импортозамещения технологий и оборудования по наиболее критичным направлениям, консолидации и модернизации электросетевого комплекса, стоимости энергоресурсов для сельхозпроизводителей, реализации программ применения газомоторного топлива, перспектив низкоуглеродного развития, расширения взаимодействия с дружественными странами, в т.ч. на международных площадках.
Отдельно Н. Шульгинов коснулся темы восстановления энергетики новых регионов России, интеграции их объектов электроэнергетики в энергосистему России.
Эти задачи эффективно решаются в рамках программ социально-экономического развития этих регионов.

В целом, несмотря на усиленное внешнее давление, специалисты отечественного ТЭК успешно решают задачи не только для обеспечения стабильного функционирования отрасли, но и для реализации намеченных планов.
Добыча и экспорт нефти по итогам 2022 г. выросли, добыча угля осталась практически на уровне 2019 г., в то же время добыча и экспорт газа снизились в связи с внешними ограничениями.
Одной из важнейших задач ТЭК в 2023 г. является диверсификация экспорта энергоресурсов, поскольку все отрасли комплекса являются бюджетообразующими.
Н. Шульгинов заверил, что пути решения этого вопроса намечены, ведется активная работа.
Энергетика успешно приспосабливается к новым условиям и изменениям, происходящим на глобальном рынке, а также к введению эмбарго со стороны недружественных государств.

Минэнерго готовится к Правительственному часу

Правительственный час по реализации приоритетных проектов развития российской энергетики с участием Н. Шульгинова пройдет 15 марта 2023 г.
Подготовка к нему сейчас активно ведется.
27 февраля 2023 г. Н. Шульгинов провел встречу с депутатами Госдумы от фракций Новые люди и ЛДПР, а 28 февраля - с депутатами фракций КПРФ и «Справедливая Россия - Патриоты - За правду».
В ходе этих встреч министр отвечал на вопросы депутатов об импортозамещении в ТЭК, развитии направления сжиженного природного газа (СПГ), консолидации территориальных сетевых организаций (ТСО) и др.
Так, Н. Шульгинов пояснял:
  • импортозамещение оборудования и технологий в сфере ТЭК остается в числе приоритетов,
  • в части нефтегазовой отрасли продолжается разработка российских технологий в сфере добычи и нефтегазосервиса,
  • сейчас 76% использующихся в нефтепереработке и нефтегазохимии каталитических систем производятся в России,
  • сейчас в России существует 16 малотоннажных СПГ-заводов,
  • Минэнерго поддерживает развитие СПГ, в т.ч. для социальной газификации населенных пунктов, подводить газопроводы к которым экономически нецелесообразно,
  • для увеличения производства малотоннажного СПГ есть и соответствующие технологии, и необходимая нормативно-правовая база,
  • в части электроэнергетики, активно ведется работа по сооружению российских ГТБМ,
  • процесс консолидации ТСО должен проводиться постепенно,
  • недобросовестные ТСО не способны оперативно ликвидировать технологические нарушения и оперативно восстанавливать электроснабжение потребителей, и в случае нарушений работы ведут более крупные ТСО,
  • разработаны критерии, которым компании должны соответствовать, чтобы получить статус ТСО,
  • ведется активная работа по переводу бесхозяйных электросетей на балансы компаний, чтобы обеспечить их эксплуатацию и приведение в нормативное состояние,
  • на горизонте ближайших 3-6 лет общее число бесхозяйных электросетей планируется сократить практически в 2 раза, что также позволит повысить надежность энергоснабжения граждан, в том числе проживающих в удаленных и труднодоступных населенных пунктах.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram