Об этом 10 февраля 2023 г. заявил вице-премьер РФ А. Новак, его заявление приводится в Telegram-канале правительства РФ.
Тезисы от А. Новака:
- Россия считает, что механизм ценового потолка при реализации российской нефти и нефтепродуктов является вмешательством в рыночные отношения и продолжением деструктивной энергополитики стран коллективного Запада,
- в будущем он может не только привести к снижению инвестиций в нефтяном секторе и, соответственно, дефициту нефти в будущем, но и быть распространенным на другие сектора мировой экономики с аналогичными последствиями,
- в качестве одного из шагов по нивелированию угрозы мировому нефтяному рынку в России введен запрет напрямую или косвенно применять в договорах на поставку нефти отсылки к любым нелегитимным рестрикциям,
- на сегодняшний день мы полностью реализовываем весь объем производимой нефти,
- однако, как и было заявлено раньше, мы не будем продавать нефть тем, кто прямо или косвенно придерживается принципов ценового потолка,
- в связи с этим Россия в марте добровольно сократит добычу на 500 тыс. барр./сутки,
- это будет способствовать восстановлению рыночных отношений,
- при принятии дальнейших решений мы будем действовать исходя из складывающейся ситуации на рынке.
Уровень, от которого будет отсчитываться сокращение на 500 тыс. барр./сутки, в сообщении не указывается.
В качестве базы может выступать как текущий уровень добычи (9,8-9,9 млн барр./сутки), так и квота России в рамках соглашения ОПЕК+ (10,478 млн барр./сутки).
ТАСС со ссылкой на источник в отрасли сообщил, что Россия будет сокращать добычу нефти от реального объема производства.
Т.е. в марте 2023 г. Россия может снизить добычу нефти до 9,3-9,4 млн барр./сутки.
Согласования со стороны ОПЕК+ для этого шага не потребуется, аналогичные меры предпринимала Саудовская Аравия, дополнительно и добровольно сокращая добычу в феврале-апреле 2021 г. на 1 млн барр./сутки сверх обязательств в рамках ОПЕК+.
Ранее А. Новак говорил, что объем добычи нефти в России в феврале 2023 г. остается стабильным на уровне января - 9,8-9,9 млн барр./сутки.
На этом уровне добыча нефти в России держится с сентября 2022 г., когда добыча восстановилась после падения в марте-апреле 2022 г. на 1,2 млн барр./сутки.
В декабре 2022 г. А. Новак допускал, что Россия сократит добычу нефти в результате эмбарго ЕС и потолка цен, установленного Коалицией по ограничению цен в составе G7, ЕС и еще ряда стран.
Объем снижения вице-премьер оценивал в диапазоне 5-7%, в абсолютном выражении речь шла о сокращении на 500-700 тыс. барр./сутки.
Потолок цен на поставляемую морем российскую нефть (60 долл. США/барр.) вступил в силу 5 декабря 2022 г., на нефтепродукты (45 долл. США/барр. для нефтепродуктов, продающихся с дисконтом к нефти, и 100 долл. США/барр. для премиальных нефтепродуктов) - с 5 февраля 2023 г.
В обоих случаях потолки цен вступили в силу одновременно с соответствующими эмбарго ЕС.
Для России это обернулось значительным изменением логистики, а также резким ростом дисконта на нефть сорта Urals в связи с высоким уровнем стоимости фрахта из-за рисков, которые испытывают перевозчики и контрагенты относительно возможных санкций.
Рост дисконта на российскую нефть поставил перед властями задачу по минимизации негативного влияния на доходы бюджета.
В связи с этим уже был предпринят ряд шагов:
- 27 декабря 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ о контрпотолке, запрещающий продажу нефти иностранным лицам по контрактам, в которых используется механизм фиксации предельной цены, на всех этапах поставок до конечного покупателя,
- 28 января 2023 г. правительство РФ установило порядок реализации указа президента, приняв постановление, которое конкретизирует механизмы контроля за неприменением потолка цен:
- экспортеры, должны будут контролировать, чтобы перепродажа нефти до конечного получателя не была осуществлена с условиями фиксации цены,
- Федеральная таможенная служба (ФТС) будет проверять контракты экспортеров,
- функция мониторинга возложена на Минэнерго РФ.
- по итогам совещания с членами правительства 11 января 2023 г. В. Путин поручил правительству РФ до 1 марта 2023 г. представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для целей налогообложения, чтобы минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета.
Проблема со снижением нефтегазовых доходов российского бюджета во многом связана с использованием для расчета налогов в нефтегазовом секторе котировок Urals от Argus.
В 2023 г. Минфин РФ продолжает использование котировки российской нефти сорта Urals на базе CIF от ценового агентства Argus, которая применяется при расчете НДПИ, НДД и экспортной пошлины на нефть.
При этом котировки CIF в европейских портах - CIF Rotterdam и CIF Augusta - потеряли смысл в связи с эмбарго ЕС.
В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Минэкономразвития РФ в январе сообщало, что российские госорганы прорабатывают вопрос перехода на независимые отечественные источники информации о стоимости нефти вместо данных Argus.
В перспективе речь может идти о создании комплексной системы национальных ценовых индикаторов.
Минфин РФ сообщал, что в 1м квартале 2023 г. проведет анализ альтернативных котировок нефти, в т.ч. Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Ъ ранее писал, что правительство рассматривает полный отказ от использования котировки Urals и переход на расчет нефтяных налогов на базе котировок Brent с учетом дисконта и стоимости фрахта.
Однако это противоречит линии российских властей, которые с момента введения санкций стремились по возможности сохранить рыночный характер нефтяном секторе.
Не исключено, что исходя из этих соображений и чтобы получить дополнительное время для выработки более адекватного подхода в налоговой политике, Россия пошла по проверенному Саудовской Аравией пути добровольного сокращения добычи.