Летные испытания Магистрального самолета XXI века (МС-21) начнутся через несколько недель.
Об этом 4 мая 2017 г деловито сообщил глава Минпромторга РФ Д. Мантуров.
О страстях, которые ныне бушуют в среднемагистральном авиастроении, обыватели могут только догадываться.
РФ и Китай идут ноздря в ноздрю.
Директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ю. Слюсарь говаривал о том, что выкатка самолета в г Иркутске произойдет в конце 2015 г, а в середине 2016 г ожидается 1й вылет.
Затем Д. Рогозин анонсировал 1й полет МС 21 уже в апреле 2017 г, но на носу уже середина мая 2017 г, а самолет 21го века пока не взлетел.
Тем временем, Китайская корпорация коммерческой авиации (COMAC) дерзко сообщила 3 мая 2017 г о проведении 5 мая 2017 г тестового полета пассажирского авиалайнера C919, который тоже задумывался в качестве альтернативы самолетам Airbus A320 и Boeing B737 на быстрорастущем авиационном рынке Китая.
Хотелось бы, что в русле импортозамещения МС 21 взлетел с российскими двигателями, но, похоже, пока придется довольствоваться двигателями PW1400G американской Pratt & Whitney, потому что времени нет.
Кто раньше взлетит, то и в дамках.
В конце апреля 2017 г корпорация Иркут, разрабатывающая и производящая самолет МС-21, сообщила, что 1й экземпляр самолета покинул цех окончательной сборки.
Это важный этап, говорящий о том, что самолет готов к летным испытаниям.
Выкатка пассажирского самолета МС-21-300 состоялась в июне 2016 г в г Ируктске.
Событие было эпохальным, на сооруженной у самолета сцене меланхолично музицировал виртуоз Д. Мацуев.
4 мая 2017 г, на следующий день после презентации в Китае самолета C919, Иркут провел свою презентацию, сообщив о начале предполетного этапа подготовки, включающего 1ю заправку авиакеросином, прогон двигателей на разных режимах работы, предполетное тестирование работы бортовых систем, движение по рулежным дорожкам, разбег с торможением, разбег с отрывом передней стойки шасси.
Только потом, по результатам предполетного этапа будет решение о начале летных испытаний.
Отметим, что эти этапы будут непубличными.
Дата публичного полета пока не называется.
Испытания МС-21 идут с некоторым отставанием от намеченного графика.
Ранее 1й полет МС-21 намечался на декабрь 2016 г, а начало серийной сборки намечалось на 2017 г.
Затем дату перенесли на апрель 2017 г, а сейчас полет ожидается в конце мая.
МС-21 - 1й ближне-среднемагистральный самолет, который будет производиться в России.
В новой истории России с 0 произвели пока только 1 гражданский самолет - региональный Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100), 1й полет которого состоялся в 2008 г, а коммерческая эксплуатация - с 2011 г.
МС-21 отличается от Sukhoi SuperJet-100 увеличенной дальностью полета (максимально 6400 км против 4578 км) и большим количеством посадочных мест (в SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 - до 211 кресел).
Китайский C919 является прямым конкурентом.
Китай сейчас не деликатно вырвался вперед, как и обещав 5 мая 2017 г подняв C919 в воздух.
Для сравнения, параметры C919 в зависимости от модификаций: количество пассажирских мест (150 - 174).
Тестируемый самолет, построенный в 2015 г, рассчитан на 158 мест.
Средняя дальность полета - 4075 км, а максимальная - 5000 км.
Подготовка к тестовому полету C919 тоже затянулась на 3 года от планового.
Спрос на оба самолета ожидается высокий.
Портфель заказов на МС-21 на данный момент составляет 285 самолетов, из них на 175 заключены проавансированные контракты, еще по 110 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения.
1м заказчиком стал Аэрофлот, заказавший у лизинговой компании 50 МС-21, поставка первых 3х самолетов ожидается в 2019 г.
У китайского C919 портфель заказов более внушительный.
На данный момент он насчитывает 570 заказов от 23 клиентов, в основном китайских государственных перевозчиков и лизинговых компаний.
Любопытно, что и Россия и Китай, активно взявшие курс на импортозамещение, не смогли отказаться от использования иностранных двигателей в своих самолетах.
В C919 будут использоваться двигатели CFM LEAP-1C, произведенные корпорация CFM International, дочкой General Electric.
Но Китай не скрывает своих планов по созданию для лайнера собственного двигателя, предполагается двигатель Comac CJ-1000A будет сертифицирован к середине 2020х гг.
1й прототип МС-21 оснащен новейшими двигателями PW1400G производства американской Pratt & Whitney.
В перспективе предусматривается альтернативная силовая установка - российский двигатель ПД-14 модернизированный.
Это планировалось сделать еще в 2012 г.
В августе 2015 г, докладывая В. Путину о перспективах двигателестроения в РФ, зампред правительства РФ Д. Рогозин сообщил, что двигатель ПД-14 под МС-21 находится в работе.
На традиционной декабрьской пресс - конференции, в 2015 г, помните, когда В. Путин, вскользь отметив, что турки лизнули американцев в какое - то место, специально остановился на успехах двигателя ПД 14 - 1го продукта подобного рода с конца 1980х гг:
- это позволит развивать наше самолетостроение и дальше, в тч и самолет Ил-96,
- энергообеспеченность нового двигателя дают возможность развивать линейку самолетов и среднемагистральных, и дальнемагистральных. С авионикой мы справимся. У «Пратт Энд Уитни», или «Роллс-Ройс» хорошие двигатели, но наши лучше. И самолеты будут лучше.
Но реализовать проект с ПД 14 до 2019 г не удастся, сказывается отставание в российском двигателестроении в последние годы.
Любопытно, что еще в 2009 г в украинский Мотор-Сич в контексте многих лет кооперации собирался было участвовать в разработке и производстве силовой установки для МС-21, но начались революции: Оранжевая, Достоинства, и о желании продолжить кооперацию с РФ украинскому производителю двигателей пришлось забыть.
ПД-14 (Перспективный Двигатель тягой 14 т) - семейство перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлете 9 - 18 тонн.
Разработчик - Авиадвигатель, головной изготовитель - ПМЗ (Пермский моторный завод) - пермские дочки ОДК.
Назначение:
- установка на самолеты МС-21-200/300/400,
- на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т - более мощная модификация на базе газогенератора ПД 14, но с редукторным вентилятором ( ПД 18Р) ,
- на модернизированные транспортные Ил-76МД-90А ( Ил-476) - ПД 14М с увеличенной до 15,6 т тягой.
- на самолетах Сухой Суперджет вместо моторов SaM-146 - менее мощная модификация ПД 10.
- установка на тяжелые вертолеты Ми-26 - создание газотурбинных установок и турбовального двигателя на базе ПД 14.
Конструкция ПД 14:
- 8 ступеней компрессора, с применением блисок,
- 2 ступени турбины (5+ поколение), вентилятор выполнен с широкохордными пустотелыми лопатками,
- применена технология нанесения теплозащитного покрытия на основе окиси циркония и иттрия толщиной 1 мм.
Прототип ПД 14 - разрабатываемый еще в СССР ПД 12.
Испытания двигателя ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ начались в октябре 2015 г.