В 2016 г на развитие российской авиационной промышленности было выделено 52 млрд руб, в т.ч 31,9 млрд руб на НИОКР по перспективным проектам.
Об этом 6 марта 2017 г говорили участники 1го заседания Авиационной коллегии, созданной постановлением правительства РФ 21 декабря 2016 г,
Говоря о вложениях в отрасль зампред правительства РФ Д. Рогозин отметил, что эта сумма кажется большой лишь на первый взгляд.
Особенно если смотреть на опыт США, где около 50% всех госсубсидий приходится на авиакосмическую отрасль и в результате около 70% затрат на НИОКР (около 20 млрд долл США) идет за счет госфинансирования.
России до таких сумм очень далеко, а недоинвестирование в предыдущие годы привело к тому, что Россия сильно зависит от зарубежных производителей авиатехники.
В настоящее время в России производится около 30 пассажирских самолетов в год, что в 20 раз меньше, чем производство авиационных гигантов Airbus и Boeing.
За последние 15 лет сложилась ситуация, когда потребность отечественных авиакомпаний в самолетах удовлетворяется за счет ввоза иностранных воздушных судов.
Главным образом это касается дальнемагистральных самолетов, парк которых на 80% состоит из иностранной техники.
Закупки авиакомпаниями российских самолетов Ил-96-300, Ту-214, Ту-204 практически прекратились.
Аналогичная ситуация сложилась и в региональных перевозках.
Последствия такой импортозависимости могут быть печальными.
Парк гражданской авиации, сформированный главным образом из иностранных воздушных судов, не может выполнять задачи мобилизационного резерва.
Так, переданные в лизинг самолеты будут отозваны их владельцами, а находящиеся в собственности авиакомпаний зарубежные воздушные суда сняты с технического обслуживания,
Таким образом, остро назрел вопрос о принятии комплекса мер по прекращению практики оснащения российских авиаперевозчиков в основном иностранными самолетами и замещению их новыми разработками отечественного авиапрома, подчеркнул Д. Рогозин.
Поэтапный переход на эксплуатацию преимущественно российских самолетов может произойти через 10-15 лет.
Для этого потребуется преодолеть сохраняющуюся ведомственную разобщенность и скоординировать усилия Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития и других ведомств по решению возникающих проблемных вопросов авиационной промышленности.
Кроме того, необходимо вырабатывать меры стимулирования авиакомпаний для использования отечественных самолетов и внедрения новых механизмов поддержки российских производителей и эксплуатантов авиационной техники.
Частично эти механизмы созданы и уже работают.
В 2018-2019 гг на модернизацию региональных самолетов Ил-114-300 будет выделено 20,4 млрд руб, а на модернизацию дальнемагистральных самолетов Ил-96-400М - 17,2 млрд руб.
Также в 2018-2019 гг будут профинансированы работы по созданию двигателя нового поколения ПД-35 в объеме 7,8 млрд руб.