Стоимость фрахта судов для доставки российской нефти резко растет накануне вступления в силу новых санкций
Речь идет о цене в 15 млн долл. за транспортировку нефти из терминалов в портах Балтийского моря до Индии после 5 декабря 2022 г.
Об этом 2 декабря 2022 г. пишет Bloomberg со ссылкой на судовых брокеров.
Средняя ставка фрахта судна для поставок российской нефти из Балтийского моря в Индию при погрузке после 5 декабря 2022 г. может вырасти до 15 млн долл. США (20 долл. США/барр.) по сравнению с обычными 9-11,5 млн долл. США.
Стоимость доставки российской нефти стремительно растет, поскольку все больше владельцев нефтеналивных танкеров отказываются от торговли за несколько дней до вступления в силу санкций ЕС и потолка цен.
К примеру, возить сырье из России прекратят некоторые из крупнейших владельцев танкеров в Греции.
Судовладельцы, которые по-прежнему готовы перевозить российскую нефть, пытаются получить более высокую плату за риск.
Меньшее количество доступных судов и необходимость переориентации российской нефти от традиционных покупателей в Европе к новым в Азии и на Ближнем Востоке также способствуют повышению ставок.
Высокая стоимость фрахта, в свою очередь, снижают стоимость российской нефти сорта Urals в порту погрузки, поскольку продавцы гарантируют, что окончательная цена поставляемой нефти останется конкурентоспособной по сравнению с альтернативными вариантами.
Экспорт из Балтийского моря, где загружается Urals, зависит от малых и средних судов, таких как танкеры Aframax и Suezmax.
Некоторые танкеры среднего размера, обычно используемые для перевозки нефтепродуктов, рассматривают возможность перехода на сырую нефть, чтобы облегчить отгрузку.
С 5 декабря 2022 г. вступает в силу принятое в 6м пакете санкций эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти, причем с той же даты вступает в силу запрет на оказание услуг, связанных с морской транспортировкой нефти российского происхождения в третьи страны.
В 8м пакете ЕС ограничение на предоставление услуг по транспортировке, в т.ч. страхования, снимается, если нефть приобретена по цене, не превышающей установленный G7 и их союзниками.
Соответственно, с 5 декабря должен начать действовать потолок цен на поставляемую морем российскую нефть.
Предварительно потолок цен согласован на уровне 60 долл. США/барр. с возможностью периодического пересмотра.
По данным Минфина РФ, в ноябре 2022 г. средняя цена Urals сложилась в размере 66,47 долл. США/барр.
Окончательное согласование потолка цен в ЕС застопорилось из-за позиции Польши, но целевая дата - 5 декабря - пока сохраняется.
Россия неоднократно предупреждала, что не будет поставлять нефть странам, поддержавшим ограничения, независимо от уровня потолка.
Российские нефтяные компании готовятся к вступлению в силу эмбарго ЕС и потолка цен, но подробности этих мер не раскрываются.
Периодически в медиа-сфере проходят сообщения о шагах, предпринимаемых для реализации логистических схем, независимых от западных судовладельцев и поставщиков услуг.
В частности, Россия использует собственные танкеры, китайские суда, а также теневой флот.
Так, Reuters ранее писал, что Роснефть расширила свой бизнес по фрахтованию танкеров, чтобы облегчить поставки нефти покупателям.
Bloomberg со ссылкой на судового брокера Braemar в октябре сообщал, что Россия создает теневой флот танкеров, в котором уже насчитывается 240 судов, ранее задействованных в перевозке иранской и венесуэльской нефти, и их число может вырасти.
Вопросы с сертификатами безопасности, а также со страхованием танкеров, постепенно решаются, но в полной мере они не сняты.
Замминистра транспорта РФ А. Пошивай 29 ноября сообщил, что Индия и Китай по большей части признают российскую страховку, но не все, конкретные условия определяются межправительственными соглашениями.