Об этом в ходе брифинга 3 февраля 2021 г. заявил официальный представитель Госдепа США Н. Прайс.
Тезисы от Н. Прайса:
- США продолжат следить за реализацией проекта Северный поток-2, за действиями по завершению или сертифицированию трубопровода,
- если подобные действия состоятся, Госдеп США примет решения о применимости санкций,
- законы о противодействии противникам Америки посредством санкций и о защите энергетической безопасности Европы - мощные инструменты, которые позволяют продвигать американскую внешнюю политику,
- санкции - лишь один из инструментов политики США по защите европейских союзников от хищнического поведения, в т.ч. со стороны России,
- Северный поток-2 и 2я нитка МГП Турецкий поток создаются для того, чтобы увеличить рычаги давления России на союзников и партнеров США и подрывать трансатлантическую безопасность.
- США продолжат работать с союзниками и партнерами, чтобы обеспечить наличие у Европы надежных диверсифицируемых поставок энергии, которые бы не затрагивали коллективную безопасность.
Принципиально новых положений в заявлении Н. Прайса не прозвучало.
CAATSA (закон о противодействии противникам Америки посредством санкций) и PEESA (закон о защите энергетической безопасности Европы) действуют уже не 1й год.
CAATSA, принятый в 2017 г., позволяет администрации США накладывать санкции на иностранные компании за финансовую и материальную поддержку российских экспортных газопроводов.
Впервые к участникам проекта Северный поток-2 санкции по этому закону были применены в январе 2021 г. к российской трубоукладочной барже (ТУБ) Фортуна и ее судовладельцу КВТ-Рус.
Тем не менее, в настоящее время ТУБ Фортуна работает в водах Дании, где предстоит построить отрезок МГП Северный поток-2 протяженностью порядка 120 км (по 2 ниткам).
PEESA пока не применялся, но в данном случае хватает и угрозы санкций.
В первоначальном варианте PEESA, принятом в декабре 2019 г. в рамках оборонного бюджета США, санкции предусматривались против трубоукладочных судов, ведущих строительство МГП Северный поток-2 и Турецкий поток на глубинах от 100 фт. (30,48 м).
Предупрежденная о том, что попадет под санкции, если продолжит работу, швейцарская Allseas остановила строительство МГП Северный поток-2 и покинула проект.
В расширенном варианте PEESA, включенном в новый оборонный бюджет США в январе 2021 г., санкции распространяются на страховые, сертификационные и др. услуги, необходимые для строительства или ввода МГП Северный поток-2 в эксплуатацию.
DNV GL, которая должна была сертифицировать МГП Северный поток-2, сразу же заявила о своем выходе из проекта.
Из-за вызванных санкциями проблем с сертификацией оборудования после модернизации и страхованием в проект скорее всего не может вступить 2й трубоукладчик - краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский.
Гораздо более важным положением в заявлении Н. Прайса является готовность США к диалогу с союзниками и партнерами в Европе.
Ранее Handelsblatt сообщала, что канцлер ФРГ А. Меркель обсуждала Северный поток-2 в ходе телефонного поздравления с инаугурацией президента США Д. Байдена.
Также у издания появилась информация от источника в Белом доме, согласно которой США сигнализировали Германии о готовности обсуждать остановку санкций против МГП Северный поток-2.
В качестве условия США выдвигают требование о предотвращении дальнейшего роста зависимости Европы от российского газа и недопущении прекращения транзита российского газа через Украину.
Сейчас Госдеп США сделал акцент на обеспечение для Европы надежных диверсифицируемых поставок энергии.
Это может означать, что на стол переговоров вновь может быть положен размен Северный поток-2 за регазификационные СПГ-терминалы.
Данную сделку, по неофициальным данным, Германия уже предлагала США.
Суть ее заключается в том, что Германия профинансирует на 1 млрд евро строительство регазификационных терминалов для импорта сжиженного природного газа (СПГ), продвижением котого на европейский рынок так озабочены США.
Напомним, что Германия планировала строительство СПГ-терминалов в гг. Брунсбюттель и Вильгельмсхафен, однако в ноябре 2020 г. Uniper, участвующая и в проекте Северный поток-2 и в LNG Terminal Wilhelmshaven, заморозила СПГ-проект.
Компания пояснила, что приостанавливает строительство СПГ-терминала в г. Вильгельмсхафен из-за отсутствия заявок от желающих забронировать его мощности.
Взамен на финансирование для импортных СПГ-терминалов, Германия добивается от США лишь возможности беспрепятственно завершить строительство и ввести в эксплуатацию МГП Северный поток-2.
Ранее Д. Байден обозначил свое отношение к проекту МГП Северный поток-2, назвав его плохой сделкой для Европы.
Но есть нюансы.
Для Д. Байдена, пришедшего к власти под лозунгом о «революции чистой энергии», так жестко продвигать на европейском рынке СПГ, как это делал Д. Трамп - не комильфо.
Но и жертвовать из климатических соображений политическим влиянием и экономическими интересами США новый президент явно не будет.
Это дает Германии небольшое пространство для маневра, но на уступки придется идти и России.
Автор: Е. Алифирова