USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 89.39

+2.54

Природный газ 1.773

+0.03

7 мин
...

Без потолков, но солидарно. Страны ЕС не смогли достичь договоренности по предельным ценам на нефть, согласовав часть предложений ЕК по газу

Из числа предложенных ЕК мер по преодолению энергетического кризиса прошло лишь 5 наименее спорных положений.

Без потолков, но солидарно. Страны ЕС не смогли достичь договоренности по предельным ценам на нефть, согласовав часть предложений ЕК по газу

Москва, 25 ноя - ИА Neftegaz.RU. Переговоры по потолку цен на российскую нефть в ЕС окончательно застопорились, как и обсуждение потолка цен на газ.
Из числа предложенных ЕК мер по преодолению энергетического кризиса было согласовано лишь 5 наименее спорных положений.
Обсуждение планируется продолжать.

Потолок цен. Нефть

Переговоры стран ЕС по установлению конкретного потолка цен на российскую нефть, предложенному G7, в очередной раз были отложены из-за разногласий.
В сентябре 2022 г. страны G7 одобрили план введения предельных цен на российскую нефть, что должно сохранить российскую нефть на рынке, но ограничить доходы бюджета РФ от продажи энергоресурсов.
Механизм предельных цен планируется реализовать путем запрета на предоставление услуг, в т.ч. страхования, связанных с морской перевозкой российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны, если они приобретены дороже, чем установленная коалицией предельная цена.
Вступить в силу потолок цен должен 5 декабря 2022 г., аналогичные ограничения для нефтепродуктов ожидаются с 5 февраля 2023 г., синхронно с началом действия эмбарго ЕС.
На трубопроводные поставки российской нефти потолок цен распространятся не будет, это подтвердил глава МИД Венгрии П. Сийярто.

Ранее ожидалось, что США и их союзники договорятся о потолке цен 23 ноября 2022 г., об этом сообщал The Wall Street Journal (WSJ).
По данным издания, потолок цен планировалось установить не выше 60-70 долл. США/барр.
Однако возобновление переговоров сначала отложили до 24 ноября, но затем Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники сообщил, что они отсрочены по крайней мере до 25 ноября.
Перенос переговоров издание связывает с тем, что дипломатам нужно больше времени для преодоления разногласий.
По данным ряда источников, переговоры могут возобновить 25 ноября, но пауза в них может продлиться и дольше.

Как ранее сообщал Bloomberg со ссылкой на лиц, знакомых с ситуацией, странам ЕС не удается прийти к единой позиции на переговорах по установлению потолка цен на российскую нефть, поставляемую по морю.
Польша и страны Балтии отвергли предложение ЕК об установлении потолка цен на уровне 65 долл. США/барр., поскольку сочли предложенный ЕК уровень слишком щедрым для России.
По данным Politico, Польша настаивает на установлении потолка на уровне 30 долл. США/барр., хотя большинство стран ЕС все же согласны с уровнем цен, предложенным G7.
Греция и Мальта, чьи танкерные флоты задействованы в перевозках российской нефти, не хотят, чтобы цена на российскую нефть опускалась ниже 70 долл. США/барр.

Также Bloomberg со ссылкой на документ ЕС сообщал, что ЕК предложила согласовать 45-дневный переходный период перед возможным принятием потолка, а также смягчить требования к морским перевозкам, связанным с российской нефтью.
Действие этого переходного периода будет касаться нефти, загруженной до 5 декабря 2022 г. и разгруженной до 19 января 2023 г.
Ранее аналогичное разъяснения давал Минфин США.

Для утверждения потолка цен на российскую нефть необходимо согласие всех стран ЕС.
Глава МИД Эстонии У. Рейнсалу заявил, что Эстония готова применить свое право вето, поскольку ценовой горизонт 60-70 долл. США/барр. является недостаточно амбициозным и слишком высоким.

Потолок цен. Газ

Потолок цен на газ 24 ноября 2022 г. рассматривался на Внеочередном Совете ЕС по энергетике, однако министры энергетики достичь договоренности по этому вопросу не смогли.
По данным Politico, Бельгия, Испания, Италия, Польша и Греция дали понять, что не поддержат подготовленный ЕК пакет мер по борьбе с энергетическим кризисом, пока не будет решен вопрос с потолком цен на газ.
Этот вопрос будет обсуждаться на новой встрече министров, которая предположительно пройдет 13 декабря 2022 г., что позволит лидерам стран ЕС, в случае положительного решения, подписать соглашение на встрече 15-16 декабря.

22 ноября 2022 г. ЕК предложила механизм коррекции энергетического рынка, в рамках которого предлагается ввести потолок цен на газ в размере 275 евро/МВтч (около 3000 долл. США/1000 м3) на виртуальном хабе TTF.
Предложенный потолок значительно превышает нынешний уровень котировок (128 евро/МВтч или 1389 долл. США/1000 м3), но ниже пиковых цен, которые были в августе (350 евро/МВтч или 3800 долл. США/1000 м3).
Механизм может быть активирован с 1 января 2023 г., если по нему будет достигнута договоренность.
У ряда стран ЕС возникли вопросы к установлению потолка цены на газ на уровне 275 евро/МВтч.
Так, Хорватия считает этот уровень слишком высоким и надеется его снизить в переговорах с другими странами-членами ЕС, заявил министр хозяйства и устойчивого развития страны Д. Филипович.

В свою очередь, Венгрия считает потолок цен на газ принципиально плохим решением, которое угрожают обеспечению энергобезопасности Европы.
По словам П. Сийярто, значительная часть стран ЕС, в т.ч. Венгрия, отстаивали точку зрения, что нельзя принимать решения о мерах солидарности на газовом рынке без того, чтобы ошибочно вмешиваться в работу газового рынка.
Также глава венгерского МИД заявил, что его страна планирует добиваться исключения из ограничений цены на газ и нефть, а также того, чтобы введенные ограничения не касались ее долгосрочных контрактов с Россией.

Договоренности по газу

По наименее спорным положениям пакета мер ЕК по борьбе с энергетическим кризисом министры энергетики стран ЕС все-таки пришли к согласию.
Еврокомиссар по энергетике К. Симсон сообщила, что министры достигли политического согласия по 5 ключевым вопросам:
  • совместные закупки газа, которые позволят объединить спрос через Энергетическую платформу ЕС и совместно закупить 13,5 млрд м3 газа в 2023 г. для заполнения подземных хранилищ газа (ПХГ),
  • поручение Европейскому агентству по сотрудничеству регулирующих органов в области энергетики (Agency for the Cooperation of Energy Regulators, ACER) к концу марта 2023 г. разработать новый эталон ЕС для сжиженного природного газа (СПГ), т.к. наиболее популярный ориентир, TTF, больше не отражает ситуацию на газовом рынке ЕС,
  • механизм ограничения внутридневных колебаний цен при торговле деривативами, чтобы избежать чрезмерной волатильности и облегчить дефицит ликвидности для энергетических компаний,
  • укрепление энергетической солидарности ЕС, чтобы в случае чрезвычайной ситуации ни одна страна ЕС не осталась в одиночестве,
  • ускоренное получение разрешений на технологии, которые могут изменить ситуацию уже нынешней зимой, например, на установку солнечных панелей и тепловых насосов, а также введение принципа, согласно которому проекты по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) отвечают первостепенным общественным интересам.

Совместные закупки нероссийского газа

В частности, коммюнике по итогам заседания внеочередного Совета ЕС по энергетике 24 ноября отмечается, что согласован регламент о совместных закупках газа.
Планируется, что новые правила позволят странам ЕС и энергетическим компаниям совместно закупать газ на мировых рынках.
Объединение спроса на уровне ЕС гарантирует, что страны союза будут иметь лучшие рычаги воздействия при покупке газа на мировых рынках и не будут конкурировать друг с другом в этом процессе.
На практике это должно быть реализовано следующим образом:
  • газовые компании и компании, потребляющие газ в странах ЕС, будут представлять данные о своей потребности в импорте газа, ЕС наймет поставщика услуг для расчета совокупного спроса и поиска предложений на мировых рынках для удовлетворения общего спроса,
  • страны ЕС потребуют от своих газовых компаний, чтобы они использовали поставщика услуг для приобретения объемов газа, эквивалентных 15% их обязательств по заполнению ПХГ на 2023 г., т.е. около 13,5 млрд м3 для ЕС в целом,
  • за пределами этих 15% агрегирование будет добровольным, но основанным на том же механизме,
  • далее газовые компании и компании, потребляющие газ, могут покупать газ через платформу индивидуально или в составе консорциума у производителей или поставщиков природного газа, которые удовлетворяют совокупный спрос,
  • для повышения прозрачности планируемых и заключенных контрактов и закупок, вводится обязательство компаний заранее уведомлять ЕК и страны ЕС, если они планируют закупать более 5 ТВтч/год (чуть более 500 млн м3 газа),
  • российский газ будет исключен из совместных закупок.

Ограничение волатильности на TTF

Также министры энергетики стран ЕС предварительно согласовали введение механизма ограничения внутридневных колебаний цен на деривативы на газ по TTF.
Постановление введет ограничение цены для транзакций, совершенных в течение одного дня на TTF.
Этот механизм управления внутридневной волатильностью предотвратит чрезмерные колебания цен в течение торгового дня, исключая рост и падение цен на деривативы за пределы верхнего и нижнего пределов внутридневного коридора ценовых скачков.
Механизм управления внутридневной волатильностью будет создан для всех товарных деривативов, связанных с энергетикой.

(Принудительная) солидарность

Одобренные дополнительные меры солидарности направлены на сокращение второстепенного потребления газа защищенными потребителями для обеспечения газом основных служб и промышленности.
Основное потребление защищенными потребителями (отопление помещений в домах, школах и больницах) будет гарантировано при любых обстоятельствах.
При этом страны ЕС могут самостоятельно определять, что представляет собой второстепенное потребление газа (в качестве примеров в коммюнике приводится наружное отопление или обогрев бассейнов в домашних хозяйствах.

Новые правила также расширили меры, которые позволяют странам ЕС требовать солидарности от других членов союза, на случаи, когда они не в состоянии обеспечить критические объемы газа, необходимые для их энергосистемы.
При этом четко определены исключения из этих правил, например, существенные объемы поставок газа для потребителей, пользующихся солидарной защитой (домохозяйства, определенные социальные службы), поставки газа для генерации, необходимой для производства и транспортировки газа, некоторые важные инфраструктуры и установки, имеющие решающее значение для функционирования военных структур, служб нацбезопасности и гуманитарной помощи.

Регламент также распространяет меры солидарности на страны ЕС, имеющие объекты приема и хранения СПГ.
Кроме того, устанавливаются правила по умолчанию для совместного использования газа в случае реальной чрезвычайной ситуации, которые вступают в силу в том случае, если нет 2-сторонних соглашений о солидарности.
На сегодняшний день заключено только 6 из возможных 40 соглашений о солидарности.

Дальнейшее обсуждение и согласование пакета мер ЕК по борьбе с энергетическим кризисом ожидается на следующем внеочередном совете 13 декабря.
Председательствующий в Совете ЕС по энергетике министр промышленности и торговли Чехии Й. Сикела сообщил, что рассчитывает на утверждение всего пакета, включая совместные закупки газа, меры солидарности, процедуры по ВИЭ и механизм коррекции цен на предстоящей встрече.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram