С 2009 г объем высокосернистой нефти в нефтепроводной системе Транснефти увеличился на 28%. И показатели растут
...

С 2009 г объем высокосернистой нефти в нефтепроводной системе Транснефти увеличился на 28%. И показатели растут

В Транснефти заявили, что анализ качественных показателей нефти за предшествующий период и прогнозные данные нефтяных компаний показывают устойчивую динамику по ухудшению качества российской нефти.

В Транснефти заявили, что анализ качественных показателей нефти за предшествующий период и прогнозные данные нефтяных компаний показывают устойчивую динамику по ухудшению качества российской нефти.

Об этом 24 июня 2016 г рассказал зам вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков Транснефти И. Кацал, выступая на конференции «Argus Рынок российской нефти 2016».

 

И. Кацал выступил с докладом на тему - «Российские экспортные сорта нефти – гарантия качества и стабильности».

Тема была выбрана не зря - компания сегодня проводит титанические усилия для того, чтобы придать нефти сорта Urals статуса бенчмарка.

 

По информации И. Кацала, сегодня Транснефть формирует 6 экспортных сортов нефти:

- 4 средне-сернистых сорта Urals с поставкой через порты Приморск, Новороссийск, Усть-Луга и по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба;

- 2 малосернистых сорта: ESPO (East Siberian – Pacific Ocean) с поставкой через порт Козьмино и Siberian Light с поставкой через порт Новороссийск.

 

При этом сорта нефти для экспорта в западном и восточном направлениях формируются из ресурсов различных месторождений.

В западном направлении это месторождения легкой и сернистой нефти Западной Сибири, высокосернистой и тяжелой нефти Урало–Поволжья и сернистой нефти Тимано-Печорской провинции.

В восточном направлении это только легкая и малосернистая нефть месторождений Западной, Центральной и Восточной Сибири.

 

Долевой состав смеси Urals формируется из нефти Западной Сибири на 65%, нефти Урало-Поволжья на 31% и нефти Тимано-Печоры на 4%.

Как рассказал на конференции И. Кацал, по сравнению с 2014 г в составе смеси Urals увеличилась доля высокосернистой нефти Урало-Поволжья и уменьшилась доля нефти Западной Сибири, что стало причиной увеличения среднего содержания серы во всех экспортных потоках этого сорта.

 

Анализ качественных показателей нефти за предшествующий период и прогнозные данные нефтяных компаний показывают устойчивую динамику по ухудшению качества нефти.

По результатам многочисленных анализов было отмечено, что сохраняющийся прирост высокосернистой нефти в нефтепроводной системе Транснефти с 2009 г на 20 млн т (в среднем на 2 млн т/год).

Это касается регионов добычи: Татарстан, Башкирия, Удмуртия, Оренбургская область.

Кроме того, такое увеличение не обеспечено адекватными поставками данной нефти на предприятия нефтепереработки.

 

Среди других тенденций, отражающихся на качестве нефти в транспортных грузопотоках компании, И. Кацал выделил:

- увеличение приема нефти с осложненными реологическими характеристиками и пониженным количеством нафтеновых углеводородов;

- прогрессирующий фактор «старения», выработанности месторождений с увеличением общей «сернистости» и плотности;

- растущий объем малосернистой нефти, поставляемой на экспорт в восточном направлении и на НПЗ России;

- снижение общего объема транспортировки сернистой нефти в западном направлении (с 205 до 190,3 млн т с 2013 г).

 

По решению Минэнерго РФ Транснефть с 2014 г весь прирост высокосернистой нефти направляет в экспортные грузопотоки западного направления.

При этом компании удалось стабилизировать качество нефти, поставляемой на НПЗ России.

 

Так, среднее содержание серы в нефти, поставляемой заводам в западном направлении, сохраняется на уровне 2014 г и составляет 1,62%, в то время как суммарно содержание серы по всем экспортным направлениям увеличилось в среднем с 1,51% до 1,55%.  

 

Игорь Кацал подчеркнул, что неоднородный прием нефти не только в пунктах слияния транспортируемых потоков, но также в пунктах приема, вызывает случайные колебания параметров грузопотоков по количеству и качеству.

 

Нестабильность качества нефти при недостаточной обеспеченности заводов сырьевыми парками приводит к снижению эффективности нефтепереработки – установки работают на неоптимальных режимах, что приводит к уменьшению выхода товарной продукции в одних случаях и перерасходу энергии и катализаторов в других, – пояснил И. Кацал.

  

Не менее значимым является обеспечение стабильности параметров при поставках нефти на экспорт.

Несоответствие фактических параметров нефти прописанным в контракте может стать причиной снижения цены партии – в качестве штрафа за нарушение условий контракта.

 

С другой стороны, стабильность параметров экспортного сорта - необходимое условие для того, чтобы ее использовали в качестве базы расчетов на бирже.

Именно поэтому стабильность качественных характеристик – одно из ключевых требований к маркерному сорту.

По результатам анализа параметров стабильности российских экспортных сортов нефти, наиболее явно этот фактор выражен в экспортной смеси, сформированной путем многократного смешения различных сортов.

Например, смесь Urals с отгрузкой через порт Новороссийск поэтапно формируется  смешением более чем 6 сортов нефти: западно-сибирской, башкирской, татарской, удмуртской, казахстанской и  краснодарской (колебания потока по содержанию серы составляют от 0,05 до 0,07%).

Смесь «Приморск» формируется из 3х сортов (колебания составляют 0,03%). 

 

Таким образом,  в условиях биржевой торговли, когда российские экспортные сорта должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к бенчмаркам, стратегической задачей компании становится обеспечение стабильности и однородности параметров экспортных поставок.

Для решения этой задачи Транснефть разработало целевую программу по стабилизации и улучшению качества нефти в транспортных грузопотоках.

 

В ее рамках реализуются проекты по строительству и реконструкции систем смешения и компаундирования нефти на 17 объектах компании:

- нефтеперекачивающие станции (НПС) «Самара», «Кротовка», «Калейкино», «Пермь», «Горький» и др;

- строительство и переоснащение химических лабораторий, блоков измерения качества и других технических объектов системы контроля;

- мероприятия по дооснащению объектов средствами автоматизации и поточными приборами непрерывного контроля качества нефти и внедрению программного комплекса сетевого управления качеством нефти.

 

В заключение И. Кацал с уверенностью заявил, что эти меры способны обеспечить присвоение сорту Urals статуса бенчмарка.

Отметим, что компания уже давно говорит о том, что в России просто жизненно необходимо выделить высокосернистую нефть в отдельный грузопоток и создать новый сорт тяжелой нефти.

 

Однако в Минэнерго РФ свои взгляды на этот счет.

По мнению чиновников ведомства, говорить об отдельном грузопотоке пока рано, так как ситуация с содержанием серы в нефти пока не критическая.

 

Кроме того, ведомство аргументирует это показательно - нефтяная отрасль получит меньше денег за счет дисконта на сорт Urals (до 2 долл США/барр к сорту Brent), которая даже при снижении уровня серы в пределах стандарта останется именно нефтью сорта Urals.

Читатели Neftegaz.RU, впрочем, тоже идеи Транснефти.

 

Однако факт остается фактом - при создании бенчмарка, стране необходимо позаботится о стабильности и качестве нефти.

В России сейчас ведется серьезная планомерная работа по созданию маркерного сорта нефти.

 

Благодаря созданию маркерного сорта нефти и запуска торгов фьючерсами на российскую нефть в ближайшие несколько лет соотношение между ценой на Urals и Brent может измениться.

Начать биржевые торги российской нефтью на экспорт Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) планирует в ноябре 2016 г.

 

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Google News




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»