Минэнерго РФ не услышала утомленную борьбой с сернистостью нефти Транснефть и не будет принимать мер по выделению высокосернистой нефти в самостоятельный грузопоток в ближайшее время.
Об этом 20 мая 2016 г сообщили в пресс-службе ведомства.
По мнению Минэнерго РФ, необходимость выделение высокосернистой нефти в самостоятельный грузопоток и создание бенчмарка возникнет только тогда, когда доля такого сорта нефти достигнет 1,8% в общем объеме прокачки.
По данным Транснефти, в потоке на МНП Дружба и на порт Усть-Лугу содержание серы составило 1,62%,на порт Приморск - 1,46%, на порт Новороссийск - 1,36%, на СМНП Козьмино по МНП ВСТО - 0,5%.
То есть резерв на рост сернистости есть, особенно на восточном направлении.
Но Транснефти становится все труднее удерживать стандарты маркерного сорта нефти Urals.
Содержание серы в нефти Urals не должно превышать 1,3%, сорта ESPO - 0,65% .
Как отметили спецы Минэнерго РФ, до 2018 г будет продолжен мониторинг состав углеводородного сырья, отправляемого на экспорт.
По результатам мониторинга и будет принято решение.
В настоящее время доля высокосернистой нефти не превышает 1,5% - 1,7% от общего объема прокачки.
19 мая 2016 г измученная борьбой за сохранение стандарта сорта Urals Транснефть предложили создать новый маркерный сорт высокосернистой российской нефти - Urals Heavy.
Основой нового сорта Urals Heavy могла бы стать нефть Уральско-Поволжского региона, которая будет частично выведена из основной российской экспортной смеси Urals.
Отгрузка нефти нового сорта может проходить в порту Усть-Луга в объеме до 30 млн т/год нефти.
Сорт Urals Heavy будет высокосернистым с содержанием серы порядка 2,3%.
В период 2005 - 2012 гг прирост высокосернистой нефти в НПС Транснефти составил 18,3 млн т и ее доля достигла 72,5 млн т.
По итогам 2015 г поступление высокосернистой нефти в трубопроводную систему Транснефти увеличилось на 2,7% и составило 83,3 млн т.
В 2016 г поступление высокосернистой нефти увеличится еще на 2,4% и достигнет 85,3 млн т.
Между тем рост сернистости снижает и без того низкие цены на нефть.
Увеличение содержания серы в нефти на 0,1% уменьшает стоимость нефти на 0,124 долл США / барр, - печально говаривал пресс-секретарь Транснефти И. Демин еще в 2012 г.
Сейчас эта цифра, вероятно, упала до 0,06 долл США/барр.
При добыче около 530 млн т/год нефти на росте сернистости в 0,1% нефтянка РФ может потерять порядка 250 млн долл США/год.
Радует только то, что динамика и прогнозные данные по добыче свидетельствуют в росте содержания серы в нефти порядка 0,01-0,02 % / год.
Это не все.
Создание маркерного сорта нефти - это модная тема в РФ, поэтому идея Транснефти создать маркерный сорт на базе высокосернистой нефти Поволжья понятна даже обывателям.
До того, как выйти с предложением о создании нового маркерного сорта Транснефть стоически пыталась решить проблему снижения сернистости нефти, поступавшей в трубу.
Тогда Транснефть пыталась заставить компании снизить содержание серы в нефти, чтобы в трубу уже поступала более соответствующая Urals нефть.
Еще в 2009 г Татнефть пролоббировала строительство 2й очереди НПЗ Танеко, мощностью переработки 7 млн т/год высокосернистой нефти, перебив проект поставки высокосернистой нефти на НПЗ в Самарскую область.
В отличие от Башнефти,у которой есть мощная группа уфимских НПЗ, Татнефть не имела развитой нефтеперарботки.
Казалось бы, карты - в руки.
Но сейчас уже середина 2016 г, а Татнефть, получив преференции по налогам, так и не построила 2ю очередь НПЗ Танеко. Новый срок - как раз 2018 г.
При этом Транснефть терпеливо внедряет разработанную технологию компаундирования нефти, при которой, говоря простым языком нефтянки, нестабильность показателей качества нефти в потоке по всей трассе МНП сглаживают дозированной подкачкой высокосернистой нефти в поток нефти лучшего качества на тех направлениях поставки, где в данный момент, в соответствии с конкретной оперативной обстановкой, имеется запас качества.
Почему Минэнерго не поддерживает Транснефть в частичном выделении высокосернистой нефти Поволжья в отдельный маркерный сорт ?