Это следует из документов Постоянной палаты третейского суда в Гааге (Permanent Court of Arbitration, PCA) по иску Nord Stream 2 AG к ЕС (дело 2020-07).
2 крайних срока
Согласно процедурному постановлению PCA №14 по делу 2020-07 от 22 января 2025 г.:- истец [Nord Stream 2 AG - прим ред.] пояснил, что существует 2 крайних срока, которые могут повлиять на его участие истца в текущем арбитражном разбирательстве:
- 1й - для выплаты сумм, причитающихся мелким кредиторам, до 9 марта 2025 г.;
- 2й - для получения согласия от достаточного числа кредиторов на заключение соглашения о реструктуризации долга - к 9 мая 2025 г.,
- если такое соглашение не будет достигнуто к этому сроку, истец будет объявлен банкротом.
Учтя это обстоятельство PCA принял решение отменить слушания по иску Nord Stream 2 AG к ЕС, назначенные на 10-15 февраля 2025 г., и отдельно обсудит со сторонами новый процедурный график, включая новые даты слушаний и сроки представления сторонами дополнительных письменных представлений.
О переносе слушаний, а также об их продлении до 10 дней, ходатайствовала Nord Stream 2 AG, мотивируя это тем, что решение суда кантона Цуг, продлившего для нее мораторий на банкротство сверх предусмотрено законодательством Швейцарии срока, было «весьма необычным и поставило ее в неожиданную ситуацию».
Доводы Nord Stream 2 AG суд в Гааге не убедили, но PCA все-таки пошел навстречу истцу и перенес сроки слушаний.
Суд в Цуге и его необычное решение
Nord Stream 2 AG находится под угрозой банкротства в Швейцарии (компания зарегистрирована в кантоне Цуг) после в результате геополитических событий и ведения санкций США, заблокировавших проведение платежей или доступ к финансированию.Максимальный срок окончательного моратория на банкротство компании в Швейцарии составляет 24 месяца и он должен был истечь 10 января 2025 г., однако суд кантона Цуг принял неортодоксальное решение.
9 января 2025 г. суд кантона Цуг в порядке исключения продлил срок моратория на банкротство для Nord Stream 2 AG до 9 мая 2025 г., выдвинув при этом условие, что Nord Stream 2 AG обязана в течение 60 дней полностью погасить задолженность перед мелкими кредиторами.
Основной акционер (Nord Stream 2 AG является 100%-ной дочкой Газпрома) подтвердил суду, что в случае продления моратория на банкротство предоставит средства для выплат мелким кредиторам в полном объеме через свою дочернюю компанию.
С крупными кредиторами история отдельная.
Из-за попытки блокировки проекта МГП Северный поток-2 Польшей Газпром и его европейские партнеры по проекту - OMV, Wintershall Dea, Engie, Shell и Uniper обеспечили финансирование не через создание СП, а через соглашение о финансировании, которое было подписано в апреле 2017 г.
Этот документ предполагал, что Газпром обеспечит 50% финансирования проекта (4,75 млрд евро из 9,5 млрд евро общей стоимости МГП Северный поток-2 на тот момент), а остальную сумму совместно профинансируют партнеры, т.е. каждая из 5 компаний должна вложить в проект 950 млн евро.
Решение вопросов с этими кредиторами планируется путем заключения мирового соглашения о реструктуризации долга, но крупные кредиторы в этом вопросе зависят от решений регуляторов своих стран.
В документах суда отмечалось, что требования основных кредиторов могут быть покрыты в большей степени или даже полностью за счет возможной продажи трубопровода или реструктуризации компании.
Гаагский тупик
Арбитражное разбирательство в Постоянной палате третейского суда в Гааге против ЕС Nord Stream 2 AG инициировала в 2019 г. в ряду целой серии исков, направленных на вывод МГП Северный поток-2 из-под обновленной газовой директивы ЕС.Обновленная газовая директива ЕС вступила в силу 23 мая 2019 г., распространив нормы 3го энергопакета ЕС на морские газопроводы, входящие на территорию стран ЕС, в т.ч. на МГП Северный поток-2.
Т.е. в отношении МГП Северный поток-2 должны были соблюдаться требования о разделении деятельности по добыче и транспортировке газа (анбандлинг) и доступу сторонних компаний к мощностям газопровода, что означало фактическое ограничение мощности газопровода на 50%, поскольку альтернативные поставщики газа в случае с этим газопроводом принципиально отсутствуют.
Разбирательство в Гааге стартовало 26 сентября 2019 г., когда Nord Stream 2 AG направила в адрес ЕК уведомление об инициировании арбитражного разбирательства арбитражным трибуналом ad hoc по правилам ЮНСИТРАЛ против ЕС в рамках Договора к Энергетической хартии (ДЭХ).
Компания указывала, что приняв поправки к газовой директиве ЕС, которые носят дискриминационный характер, а ЕС нарушил свои обязательства, закрепленные в статьях 10 и 13 ДЭХ.
Разбирательство длится уже более 5 лет, ситуация в сложившейся ситуации выглядит тупиковой.
Также в тупик зашли и другие попытки борьбы Nord Stream 2 AG с обновленной газовой директивой.
Так, компания обратилась в Общий суд ЕС с заявлением о признании недействительными и отмене поправок к новой газовой директиве ЕС, назвав их дискриминационными, принятыми с нарушениями и злоупотреблениями.
Суд не стал даже рассматривать иск компании, что стало поводом для нового разбирательства, также тупикового.
Параллельно Nord Stream 2 в Германии судилась с Федеральным сетевым агентством ФРГ (BNetzA) по поводу отказа ведомства вывести МГП Северный поток-2 из-под обновленной газовой директивы ЕС.
Но немецкий городской суд встал на сторону немецкого регулятора и компания была вынуждена пойти в земельный суд.
Северный поток-2 и как провести его анбандлинг?
МГП Северный поток-2 проложен по дну Балтийского моря, напрямую соединяя компрессорную станцию (КС) Славянская в Кингисеппском районе Ленинградской области и приемный терминал в г. Любмин в земле Мекленбург-Передняя Померания на балтийском побережье Германии.Протяженность по каждой из 2 ниток газопровода составляет около 1230 км, совокупная пропускная мощность - 55 млрд м3/год газа.
Строительство МГП Северный поток-2 началось 24 июля 2018 г., но 20 декабря 2019 г. президент США Д. Трамп ввел санкции против компаний, участвующих в строительстве газопровода, из-за чего Allseas остановила работы и ушла с проекта.
Работы по строительству возобновились спустя 2 года российскими трубоукладочными судами, 10 июня 2021 г. завершилось строительство морской части одной из ниток (Line B), а 6 сентября 2021 г. - другой нитки (Line A).
1я нитка МГП Северный поток-2 была заполнена технологическим газом 18 октября, а 2я нитка - 29 декабря 2021 г.
При этом техническое разрешение на эксплуатацию газопровода от Горного ведомства г. Штральзунд было получено.
22 февраля 2022 г. канцлер ФРГ О. Шольц поручил Минэкономики ФРГ отозвать доклад с анализом энергобезопасности из Федерального сетевого агентства - органа, ведущего сертификацию оператора МГП Северный поток-2.
А на следующий день США ввели санкции в отношении Nord Stream 2 AG, что сделало процесс сертификации и запуска невозможным для ЕС (на официальном уровне с российской стороны озвучивалось отсутствие препятствий к запуску).
26 сентября 2022 г. в районе датского о-ва Борнхольм произошли взрывы на МГП Северный поток-1 и Северный поток-2, были повреждены обе нитки МГП Северный поток-1 и одна из ниток (Line A) МГП Северный поток-2.
Line B МГП Северный поток-2 давление сохранила и потенциально остается работоспособной, хотя окончательного заключения по этому поводу не оглашалось.
Дальнейшая судьба МГП Северный поток-2 остается в подвешенном состоянии в связи с угрозой банкротства оператора и неясных перспектив газопровода (хотя в вопросе консервации поврежденной нитки Дания зеленый свет дала).
В конце 2024 г. стало известно об интересе к МГП Северный поток-2 со стороны американского инвестора С. Линч, который обратился к властям США с просьбой выдать ему лицензию на участие в потенциальных торгах, на которые может быть выставлено имущество Nord Stream 2 AG.
Потенциальная продажа может позволить начать поставки газа по уцелевшей нитке МГП Северный поток-2, по крайней мере, формальных препятствий для этого нет.
Поставки газа могут идти от имени компании-посредника, нахождение газопровода в собственности американского инвестора снимает вопросы с санкциями США, а также с сертификацией газопровода в ЕС, поскольку автоматически исполняются требования 3го энергопакета об анбандлинге.