Газпром экспорт не признает правомерность требований Uniper о возмещении убытков
Компания изучает полученное исковое заявление и будет защищать свои интересы в рамках правового поля.
Об этом Газпром экспорт сообщил 30 ноября 2022 г.
Газпром экспорт подтвердил, что Uniper инициировала арбитражное разбирательство.
В настоящий момент компания изучает полученное исковое заявление и будет защищать свои интересы в рамках правового поля.
Нарушение контрактов и правомерность заявленных требований Uniper о возмещении убытков Газпром экспорт не признает.
30 ноября 2022 г. Uniper сообщила, что инициировала арбитражное разбирательство против Газпром экспорта в Стокгольмском арбитраже.
Uniper требует возмещения убытков, понесенных ею в связи с недопоставкой Газпром экспортом объемов газа с июня 2022 г.
Замещающие объемы Uniper вынуждена закупать по более высокой цене, чтобы выполнить свои обязательства по поставкам клиентам на основе ранее согласованных цен и объемов.
Затраты по замещению газа легли на Uniper, на данный момент они составляют не менее 11,6 млрд евро и будут продолжать расти до конца 2024 г.
Ранее Uniper сообщала, что Газпром 14 июля 2022 г. проинформировал ее об объявленном задним числом форс-мажоре в отношении недопоставок газа в прошлом и настоящем.
Uniper посчитала это заявление необоснованным и официально отклонила его, собравшись подать иск в Стокгольмский арбитраж против Газпрома.
Компания рассчитывает добиться от Газпрома возмещения ущерба, также ее вполне устроит, если Газпром закупит газ на спотовом рынке, чтобы выполнить свои обязательства.
Напомним, что 13 июля 2022 г. Газпром пришел к выводу, что не может прогнозировать дальнейшее развитие ситуации с обеспечением работы головной компрессорной станции (КС) Портовая магистрального газопровода (МГП) Северный поток-1.
На тот момент на КС Портовая в работе оставалось 2 основных газоперекачивающих агрегата (ГПА) из 6, в связи с чем 13 июня поставка газа в МГП Северный поток-1 была снижена до 100 млн м3/сутки, а с 16 июня - 67 млн м3/сутки (при плановом объеме 167 млн м3/сутки).
Газпром тогда сообщил, что не располагает ни одним документом, позволяющим компании Siemens вывезти из Канады находящийся там на ремонте газотурбинный двигатель для КС Портовая, что позволило бы вернуть в работу 1 из остановленных ГПА.
Несогласованность санкционных режимов Канады, Великобритании и ЕС привели к тому, что отремонтированная турбина зависла в Германии, а Газпром так и не получил документов на нее, которые соответствовали его контракту с Industrial Turbine Company (UK) Limited, дочкой Siemens Energy.
Отправку турбин, у которых вышел срок межремонтной наработки, на капремонт в Канаду Газпром счел невозможным, а по турбинам, неисправности которых можно было бы устранить на месте, Siemens работала очень неторопливо.
В результате 27 июля 2022 г. был остановлен еще 1 ГПА, в связи с чем подача газа в МГП Северный поток-1 была ограничена 33 млн м3/сутки газа.
Оставшийся ГПА 31 августа был остановлен для проведения техобслуживания, по итогам которых также были выявлены неисправности, в связи с чем прокачка газа по МГП Северный поток-1 в плановый срок возобновлена не была.
26 сентября 2022 г. в обеих нитках МГП Северный поток-1 было зафиксировано падение давления, причиной этого стали взрывы, повреждения Газпром оценивает как очень серьезные.
Снижение технических возможностей для прокачки газа по МГП Северный поток-1 Uniper не посчитала достаточным основанием для того, чтобы признать объявленный Газпромом форс-мажор.
Сейчас Газпром экспорту предстоит доказывать в Стокгольмском арбитраже обоснованность объявленного форс-мажора.
Между тем, недавно Стокгольмский арбитраж, разбирая спор Газпром экспорта и финской Gasum по поводу схемы «газ за рубли», признал указ президента, вводящий новую схему оплаты поставок трубопроводного газа в недружественные страны, форс-мажорным обстоятельством.
Это решение повышает шансы признания изменений в российском законодательстве или решений российских регуляторов, например предписаний Ростехнадзора, запрещающими эксплуатацию оборудования на КС Портовая, в качестве форс-мажора.