Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
Испытания Алферова
Танкер-газовоз Жорез Алферов (Zhores Alferov, IMO 9918028) построен для проекта Арктик СПГ-2 по проекту Yamal 172.6 Arc7 LNG Carrier, тип Christophe de Margerie на верфи Hanwha Ocean (ранее Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, DSME) в г. Окпо в провинции Кенсан-Намдо в Южной Корее.26 февраля 2024 г. судно покинуло верфь и вышло на судовые испытания:
- из бухты Окпо Жорез Алферов вышел утром 26 февраля 2024 г.,
- судно обогнуло с севера о. Коджедо,
- в тот же день танкер прибыл в порт Анджонг и встал у причала в северной части порта,
- переход составил порядка 30 морских миль (55 км).
Этот терминал не только осуществляет прием и регазификацию СПГ, но и осуществляет бункеровку судов, работающих на СПГ.
На танкерах-газовозах для проекта Арктик СПГ-2 установлены 2-топливные двигатели, способные работать как на обычном судовом топливе, так и на СПГ.
Не исключено, что Жорез Алферов получит СПГ на терминале Tongyoung LNG Terminal для испытания двигателя или системы хранения СПГ.
Танкеры-газовозы на Hanwha Ocean
Жорес Алферов стал 3м танкером-газовозом, который Hanwha Ocean начала строить по контракту с Совкомфлотом (СКФ).Контракт был расторгнут в 2022 г., однако все танкеры достроили.
Другие танкеры-газовозы, включенные в этот контракт - Лев Ландау (Lev Landau, IMO 9918016) и Петр Капица (Pyotr Kapitsa, IMO 9918004) - остаются на верфи Hanwha Ocean.
Ранее gCaptain сообщал, что 1й построенный танкер Петр Капица с 1 февраля 2024 г. был передан зарегистрированной в ОАЭ компании New Transshipment FZE.
Однако, согласно базе данных Equasis, смена зарегистрированного владельца была отменена 14 февраля 2023 г. и Hanwha Ocean стала вновь зарегистрированным владельцем Петра Капицы.
Причины обратной перерегистрации не называются, однако это произошло за 9 дней до того, как США ввели блокирующие санкции против предыдущего владельца судна Elixon Shipping.
Танкеры-газовозы Лев Ландау и Жорес Алферов, как и Петр Капица, по-прежнему числятся за Hanwha Ocean.
Глава НОВАТЭКа Л. Михельсон ранее говорил журналистам, что контракт СКФ с Hanwha Ocean переводят на другого судовладельца.
Этими судовладельцами стали кипрские Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping, но 23 февраля 2024 г. США ввели против них блокирующие санкции, назвав их дочками СКФ.
Сами танкеры под санкции не попали, но их передача для проекта Арктик СПГ-2 теперь под вопросом.
На верфи Hanwha Ocean строятся еще 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 по заказу японской Mitsui OSK Lines (MOL) - Илья Мечников (Ilya Mechnikov, IMO 9918030), Николай Семенов (Nikolay Semenov, IMO 9918054) и Николай Басов (Nikolay Basov, IMO 9918042).
Илья Мечников 16-17 февраля 2024 г. выходил из бухты Окпо для прохождения испытаний, в ходе которых дошел до порта Госон и вернулся обратно.
Степень готовности Николая Семенова и Николая Басова неизвестна.
TradeWinds со ссылкой на представителя MOL сообщил, что сдача этих 3 танкеров задерживается на неопределенный срок из-за нехватки рабочей силы на верфи Hanwha Ocean.
Также непонятна судьба этих судов после завершения строительства - ранее MOL жаловалась, что у нее не получается сдать во фрахт эти газовозы или продать из-за санкций.
При этом сами танкеры под санкции США в последнем раунде также не попали.
Танкеры-газовозы на Звезде
ССК Звезда, на которой строятся еще 15 танкеров-газовозов для проекта Арктик СПГ-2, также попала под санкции США 23 февраля 2024 г.В сентябре 2023 г. на верфи состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин.
Тогда сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 - Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте, однако степень их готовности неизвестна.
Ъ ранее сообщал, что до конца 2024 г. поставка танкеров-газовозов, построенных на ССК Звезда не ожидается.
Ждать ли отгрузок с Арктик СПГ-2?
Проект Арктик СПГ-2 предполагает разработку Утреннего газоконденсатного месторождения (ГКМ) на п-ве Гыдан, производство и экспорт СПГ и газового конденсата.СПГ-завод Арктик СПГ-2 будет включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата.
Основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый.
После введения в ноябре 2023 г. санкций США, все акционеры Арктик СПГ-2 объявили форс-мажоры, свернув свое участие в проекте, отказавшись от обязанностей по его финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ.
1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г., отгрузка 1й партии СПГ с проекта анонсирована на 1й квартал 2024 г., но ее сроки постоянно сдвигаются.
Основным сдерживающим фактором является отсутствие доступных танкеров-газовозов ледового класса Arc7.
Ъ сомневается в том, что отгрузка может произойти в 2024 г. из-за проблем со строительством и передачей танкеров.
Есть возможность привлечения к вывозу СПГ с Арктик СПГ-2 танкеров-газовозов с проекта Ямал СПГ, но она ограничена.
Теоретически может быть использован принадлежащий СКФ танкер-газовоз Arc7 Кристоф де Маржери, головное судно серии судов Yamalmax для проекта Ямал СПГ.
Между тем, ледокол 50 лет Победы, сопровождавший суда-тяжеловозы Audax и Pugnax, доставившие из Китая технологические модули для проекта Арктик СПГ-2, покинул караван до его прихода в Мурманск.
С 22 февраля 2024 г. ледокол работает в Обской губе, в т.ч. расчищая подходы к терминалу Утренний проекта Арктик СПГ-2.
Теоретически может быть использован принадлежащий СКФ танкер-газовоз Arc7 Кристоф де Маржери, головное судно серии судов Yamalmax для проекта Ямал СПГ.
Между тем, ледокол 50 лет Победы, сопровождавший суда-тяжеловозы Audax и Pugnax, доставившие из Китая технологические модули для проекта Арктик СПГ-2, покинул караван до его прихода в Мурманск.
С 22 февраля 2024 г. ледокол работает в Обской губе, в т.ч. расчищая подходы к терминалу Утренний проекта Арктик СПГ-2.