USD 107.1758

-0.57

EUR 112.8019

-1.51

Brent 71.93

+0.1

Природный газ 3.208

-0

3 мин
...

Отгрузки СПГ с проекта Арктик СПГ-2 могут начаться позже, чем ожидалось

Третья линия Арктик-2, по данным больше не участвующей в управлении проектом TotalEnergies, приостановлена

Отгрузки СПГ с проекта Арктик СПГ-2 могут начаться позже, чем ожидалось

Источник: НОВАТЭК

Москва, 8 фев - ИА Neftegaz.RU. Отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) с 1й линии Арктик СПГ-2 в феврале, скорее всего, не начнутся, а 3я линия проекта вообще оказалась под вопросом.

Что с отгрузками?

По данным Ъ, первая партия СПГ с проекта Арктик СПГ-2 может быть отгружена самое раннее в марте 2024 г.
Источники издания связывают начало отгрузок со сроками, когда Арктик СПГ-2 проект получит первый танкера-газовоз ледового класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (ранее DSME).
Пока танкер остается в Корее, и даже если он выйдет с верфи в ближайшее время, его путь до Гыдана займет около месяца.
Напомним, что на этой верфи строятся 6 танкеров-газовозов для проекта - 3 для MOL, 3 для Совкомфлота (СКФ, после введения санкций эти контракты были переведены на другую компанию).
Танкеры для MOL практически готовы и сейчас компания думает, что с ними делать, поскольку продать или зафрахтовать свои танкеры из-за санкций США не удается.

Танкеры-газовозы, которые должна строить ССК Звезда (15 ед.) находятся в подвешенном состоянии и в 2024 г. поставлены, скорее всего, не будут.
В сентябре 2023 г. на верфи состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин.
Тогда сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 - Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте, однако степень их готовности неизвестна.

С учетом санкционного режима в отношении Арктик СПГ-2, можно было ожидать, что для отгрузки могут быть привлечены танкеры-газовозы с проекта Ямал СПГ.
Источники Ъ исключают возможность использования флота танкеров Arc7 с Ямал СПГ для перевозок грузов Арктик СПГ-2, поскольку у этих судов свой жесткий график, к тому же это противоречит интересам прочих акционеров проекта - французской TotalEnergies (20%), китайских CNPC (20%) и Фонда шелкового пути (9,9%).
Впрочем вариант с привлечением головного танкера флота Ямал СПГ Кристофа де Маржери не исключен, поскольку он является единственным судном проекта, которым владеет СКФ.

Производство СПГ на 1й линии Арктик СПГ-2 началось в декабре 2023 г., первая отгрузка намечалась на 1й квартал 2024 г.
Ранее первая отгрузка СПГ с 1й линии Арктик СПГ-2 ожидалась в январе 2024 г.
В конце января вице-премьер РФ А. Новак сообщал, что, ориентировочно, первая партия СПГ с Арктик СПГ-2 может быть отгружена в феврале.

Что с 3й линией?

Напомним, что по проекту СПГ-завод Арктик СПГ-2 будет включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата.
Технологические линии Арктик СПГ-2 строятся на основаниях гравитационного типа (ОГТ) в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в пос. Белокаменка Мурманской области и затем доставляются к месту установки на причале терминала Утренний.
После завершения строительства 1й линии на ЦСКМС, в освободившемся сухом доке начались работы над 3й линией проекта (2я линия на тот момент была готова на 81%, на ней установлено 6 модулей из 14).

7 февраля 2024 г. глава TotalEnergies П. Пуянне в ходе телеконференции по итогам 2023 г. сообщил, что по данным компании, строительство 3й линии Арктик СПГ-2 приостановлено.
Тезисы от П. Пуянне:
  • Арктик СПГ-2 под санкциями, история закончена,
  • мы не удивлены тому, что случилось,
  • мы были очень осмотрительны в 2022 г., когда анонсировали списание актива,
  • мы больше не в управлении проектом Арктик СПГ-2, мы ввели форс-мажор на все, потому что такова реальность: нельзя подвергать компанию каким-либо вторичным санкциям,
  • я не могу дать вам больше информации, потому что мы больше не там,
  • как я понимаю, они намерены запустить 2ю линию, 3я линия, по моему мнению, приостановлена,
  • но 2я линия, кажется, должна заработать.
В настоящее время 2 судна Audax и Pugnax, которые прежде возили модули для строительства 1й линии Арктик СПГ-2, снова движутся из Китая в Мурманск.

Санкции США и их последствия

Основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый.
Все акционеры проекта имеют право на получение СПГ пропорционально доле участия - для иностранных акционеров это 2 млн т/год СПГ, для НОВАТЭКа - 10 млн т/год.
После введения в ноябре 2023 г. санкций США, все акционеры Арктик СПГ-2 объявили форс-мажоры по поставкам.
Объявление форс-мажора означает отказ акционеров от обязанностей по его финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ.

Возможность продажи партий СПГ с Арктик СПГ-2 имеется на спотовом рынке в Азии.
НОВАТЭК этим уже озаботился - по данным Ъ, НОВАТЭК уже формирует команду с офисом в Китае, которая займется маркетингом газа.
Однако вопрос упирается в доступность танкеров-газовозов высокого ледового класса.
По оценкам Ъ, если исходить из того, что танкеры из Южной Кореи будут передаваться равномерно в течение года, НОВАТЭК сможет экспортировать с Арктик СПГ-2 в 2024 г. до 2 млн т.
Кардинально ситуация может измениться в случае, если иностранные акционеры проекта добьются у властей США исключений из применения санкций, сообщалось, что CNPC и CNOOC готовы инициировать этот процесс.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram