18 апреля 2020 г. Черский должен был достигнуть порта Лас-Пальмас на на о. Гран-Канария архипелага Канарские острова (Испания).
Но. ожидаемо не зашел в этот порт, а указал Порт Саид на Средиземном море, у северного окончания Суэцкого канала новым пунктом назначения ( по данным vesselfinder), уже 19 апреля 2020 г. вновь выключил автоматическую идентификационную систему (AIS).
На тот момент судно находилось в Атлантическом океане, в 144 морских милях от порта Агадир в Марокко, следуя на северо-восток со скоростью 7,4 узла.
Мало кого в мире интересует, кто будет достраивать магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2.
А вот за хождением за 3 моря Академика Черского наблюдают гораздо больше граждан в мире.
Афанасий Никитин отдыхает.
Можно только спасибо сказать властям США и России за возможность следить за увлекательным путешествием Черского.
Если в феврале 2020 г. большинство опрошенных читателей Neftegaz.RU были уверены, что в Сингапуре Черского дооснастят под проект Сахалин-3, то теперь уже около 18% уверены, что Черский достроит МГП Северный поток-2.
Каковы возможные версии после анонсирования египетского Порт Саида?
1. Дальневосточная конспирологическая.
Нынешние реалии газового рынка таковы, что разработка Киринского месторождения проекта Сахалин-3 - дело важное, но не столь горящее для властей РФ.
МГП Сила Сибири - 1 ( Восточный маршрут) - потихоньку запущен в эксплуатацию.
МГП Сила Сибири -2 ( Западный маршрут, МГП Алтай) - задышал чуть лучше, и его нужно довести до реализации в 1 очередь..
Поэтому с МГП Сила Сибири - 3 ( Дальневосточный маршрут) можно и не торопиться.
Китайцы настаивают на скорейшем вводе в эксплуатацию именно МГП Сила Сибири-3, ресурсной базой которого является месторождения проекта Сахалин -3.
Плечо доставки здесь меньше, а значит газ будет дешевле.
КМТУС Академик Черский должен обеспечить газотранспортное строительство морского участка МГП и обслуживания объектов Киринского месторождения.
И когда злые американцы остановили строительство МГП Северный поток-2, вынудив Allseas отозвать свои прекрасные суда - трубоукладчики, у властей РФ появилась реальная возможность снять с проекта Сахалин-3 Черского, что автоматически отодвигает сроки реализации МГП Сила Сибири-3, вынуждая Китай соглашаться на газ из МГП Силап Сибири-2..
В этом смысле, не важно куда идет Черский, важно, чтобы куда-нибудь шел.
Почему бы не в Порт Саид?
Впрочем, просто ходить по морям не получится, китайцы спросят: доколе газопроводы на Киринском месторождении не будут строиться?
2. Восточносредиземноморская очень конспирологическая.
В Восточном Средиземноморье активно развиваются газотранспортные проекты: у Роснефти большой интерес к месторождению Зохр в Египте, а у властей РФ - на нефтегазоносном шельфе Сирии.
Есть еще интерес военный - на Черском можно разместить немало ракет, которые вполне можно спутать с трубами.
Но есть нюанс, как пройти Гибралтар. Могут и тормознуть. Но, как версия - вполне имеет право на жизнь.
Такое количество ракет позволит переломить ход войны в Сирии довольно быстро.
3. Очевидная
Петляет Черский уже давно.
Американцы не могут применить санкции к страховщикам Черского. Им это обидно, но, близок локоть, да не укусишь.
Выключенный AIS семафорит о том, что Черский не пойдет в Порт Саид.
20 апреля утром Черский был на траверзе Агадира, от которого до порта Калининград около 2400 морских миль.
Держа скорость 7-8 узлов, Черский около 4 мая 2002 г. будет в российском эксклаве.
Очевидно, что в каком-либо порту по ходу судно сможет пополнить запасы, а после 30 апреля в Балтике его встретят суда Балтийского флота, и проблем не будет.
4. Печальная конспирологическая
Власти США поставили условием своего участия в новой версии Венского Соглашения ОПЕК+ отказ властей РФ от строительства МГП Северный поток-2.
Если в декабре 2019 г. вероятность того, что власти США смогут надавить на власти РФ казалась эфемерной, то сейчас, когда ситуация подобна той, когда развалили СССР, это уже не кажется невозможным.
Узнаем очень скоро.
Еще не закончится в России карантин (или самоизоляция, как его называют власти), как все разъяснится.
30 марта будет указан новый порт назначения. Если это будет северный порт Европы, то это дорога к МГП северный поток-2, если -южнее Порт саида, то - прощай Балтика.
Изначально заявленный маршрут Академика Черского включал Суэцкий канал, к южной оконечности которого - порту Суэц - КМТУС должно было прибыть еще 25 марта 2020 г.
Однако через Суэцкий канал судно не пошло, выбрав путь вокруг Африки.
КМТУС Академик Черский многократно петлял, не заходя в анонсированные порты назначения:
- 10 февраля 2020 г. КМТУС Академик Черский вышел из порта Находка, практически сразу же выключив AIS,
- далее был отмечен Сингапур,
- затем миновал Коломбо (Шри-Ланка), где судно ждали 4 марта 2020 г.,
- в районе о. Шри-Ланка Академика Черского должен был встретить отряд кораблей Балтийского флота ВМФ РФ, как предполагалось для обеспечения безопасности при следовании в Аденском заливе, где активны сомалийский пираты,
- 25 марта 2020 г. судно должно было прибыть в Суэц, 17 марта обнаружилось к северу от о. Мадагаскар, неподалеку от порта Анциранана,
- 23 марта 2020 г., не заходя порт Мапуту в Мозамбике, продолжил путь на юг,
- затем был Кейптаун в ЮАР, с датой прибытия 27 марта,
- обогнув мыс Доброй Надежды, судно указало следующий порт - Пуэнт-Нуар в Республике Конго,
- 3 апреля 2020 г. Академик Черский отметил следующей точкой маршрута порт Лас-Пальмас на о. Гран-Канария.
Позднее, морское страхование будет осуществлено каким-либо российским страховщиком.
КМТУС Академик Черский - ходит под российским флагом и входит во флот Газпрома.
Это основной кандидат на завершение строительства участка магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
Строительство газопровода было остановлено 22 декабря 2019 г.. из-за санкций США ..
Остается достроить лишь 160 км линейной части (уложено более 2300 км труб - 93% от проектной трассы 2460 км по обеим ниткам).
Для завершения проекта предстоит достроить:
- мелководный участок газопровода в водах Германии, что может сделать трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна, находящаяся в порту Мукран (Германия),
- 50-70 км (в зависимости от нитки) глубоководного отрезка в водах Дании, которыми предстоит заняться КМТУС Академик Черский, удовлетворяющий требованиям королевства по наличию системы динамического позиционирования (ДП).
Протяженность МГП Северный поток-2 составит 2460 км (по обеим ниткам).
Ввести газопровод планировалось в конце 2019 г., но сейчас речь идет о 1м квартале 2021 г.
Стоимость проекта составляет 9,5 млрд евро), проект профинансирован на 95%.
В проекте участвует Газпром и 5 европейских компаний (Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall Dea), которые обеспечивают финансирование 50% проектов (по 950 млн евро каждая), оставшуюся часть вкладывает Газпром.
Автор: А. Чижевский