Москва, 15 мар - ИА Neftegaz.RU. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала компанию Варандейский терминал, дочку ЛУКОЙЛа, нарушившей закон «О защите конкуренции».
Об этом ФАС сообщила 14 марта 2019 г.
Жалобы в отношении Варандейского терминала подали дочки Роснефти - Башнефть и Башнефть-Полюс, которые были недовольны тарифами на перевалку нефти на терминале Варандей.
На основании этих жалоб ФАС в декабре 2018 г. возбудила антимонопольное дело.
Хотя сам спор между ЛУКОЙЛом и Роснефтью идет гораздо дольше - с 2011 г.
Тогда Башнефть получила лицензию на крупное месторождение им. Требса и Титова в Ненецком автономном округе (НАО).
Ближе к концу того же года в проект вошел ЛУКОЙЛ, подписав договор о приобретении доли участия в СП Башнефть-Полюс, созданного для разработки месторождения.
Доля участия Башнефти в Башнефть-Полюсе составляет 74,9%, ЛУКОЙЛа - 25,1% акций.
На тот момент Башнефть принадлежала АФК Система В. Евтушенкова, но в 2014 г. контрольный пакет акций по решению суда вернулся государству.
А в октябре 2016 г. состоялась новая приватизация Башнефти, по итогам которой 50,08% акций компании получила Роснефть.
Присутствие ЛУКОЙЛа в СП Башнефть-Полюс Роснефти не понравилось, также у Роснефти возникли вопросы по тарифам на перевалку нефти на Варандейском терминале.
Тарифы на перевалку нефти с месторождения им. Требса и Титова на Варандейском терминале примерно в 15 раз выше, чем на других российских терминалах.
По неофициальным данным, тариф на перевалку нефти Башнефть-Полюс на Варандейском терминале составляет 38 долл. США/т.
Для Роснефти стоимость отгрузки чувствительный момент, т.к. Башнефть-Полюс продает всю нефть трейдеру ЛУКОЙЛа Litasco по цене, из которой вычитается ставка на перевалку.
У ЛУКОЙЛа свои резоны.
Высокий уровень цен на Варандейском терминале обусловлен уникальностью и высокой стоимостью объекта (1,1 млрд долл. США), который к тому же расположен в сложных климатических условиях.
Роснефть считает это простыми отговорками, настаивая на том, что свои затраты ЛУКОЙЛ уже окупил, а теперь получает сверхприбыль от перевалки нефти.
Тариф на перевалку нефти на Варандейском терминале Роснефть хотела бы снизить почти в 3 раза, до 12-13 долл. США/т.
Переговоры компаний о скидках успехом не увенчались и дело перешло на рассмотрение ФАС.
Нынешним решением ФАС Роснефть удовлетворена, но вряд ли это финальная точка в споре компаний.
Ранее глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов заявил, что компания готова отстаивать свою позицию в ФАС, а также в судебных инстанциях до победного.
Большинство читателей Neftegaz.RU () считают, что в споре по тарифам на Варандейском терминале победит Роснефть.
Варандейский терминал представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), расположенный в Баренцевом море в 22 км от берега в районе пос. Варандей в НАО.
Терминал предназначен для круглогодичного экспорта морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом и др. нефтяными компаниями в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
Далее нефть танкерами-челноками перевозится в порт Мурманск на рейдовый накопитель Белокаменка, а затем экспортируется в Европу.
В эксплуатацию терминал был введен в июне 2008 г.
Автор: Е. Алифирова