В рамках реализации проекта Северный широтный ход (СШХ) в ЯНАО в 2017 г планируют начать строительство ж/д Бованенково - Сабетта.
Об этом 8 июня 2016 г рассказал губернатор ЯНАО Д. Кобылкин.
Мы разработали проект ж/д Бованенково - Сабетта, реализацией которого планируем заняться уже в 2017 г.
Проект будет реализован благодаря частно-государственному партнерству, - ловко пояснил Д. Кобылкин.
Ж/д Бованенково-Сабетта будет использоваться только для промышленных перевозок нефтегазовых компаний.
Протяженность дороги составит - 170 км.
Предполагаемая максимальная скорость движения грузовых и пассажирских поездов составит 50 км/час.
При нынешней средней скорости 40 км /час на российских ж/д - это не революционно, но неплохо.
Еще в 2011 г корпорация УПУП предполагала договориться с Deutsche Bahn о внедрении немецких стандартов и технологий в строительстве, организации работы СШХ, что позволило бы организовать в перспективе передвижение по ж/д с близкой к нормальной европейской скоростью 468 км/час.
Но, не получилось, хотя средства, вероятно, были вложены.
Немцы помогли только при строительстве мостового перехода через реку Надым, а потом сотрудничество потихоньку прекратилось.
По мнению властей, ж/д линия Бованенково - Сабетта станет заключительным звеном в проекте СШХ с выходом на Северморпуть.
Об этой мечте еще в 2011 г поведал тогдашний глава корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» (УПУП, ныне Коропорация Развития) А.Белецкий.
Корпорация УП-УП была создана для благородного дела развития Севера России, объединенного под лозунгом строительства СШХ.
О проекте СШХ скажем отдельно.
Северный широтный ход - проектируемая ж/д магистраль в ЯНАО, протяженностью 707 км.
Маршрут: Обская - Салехард -Надым -Новый Уренгой - Коротчаево.
Строительство ж/д участка Бованенково - Сабетта ранее не планировалось, не говоря уже об участке Обская - Сабетта.
СШХ должен был лишь связать западную и восточную части округа, Северную железную дорогу со Свердловской ж/д.
Проект реализуется при поддержке властей России и ЯНАО, Газпрома, РЖД.
Изначально магистраль предполагалось проложить к 2015 г.
В начале 2012 г срок сдачи дороги перенесли на 2016 г.
В 2015 г было заявлено, что магистраль планируют построить к 2020 г.
УПУП создавала дочерние предприятия, на которые оформляла лицензии на месторождения, передавала подряды на проектирование и строительство объектов инфраструктуры трубопроводов и путепроводов.
Для эксплуатации СШХ планировалось создать новую ж/д компанию, которая получит в уставной капитал основные средства ж/д пути от станции Салехард до ст Новый Уренгой и будет заниматься обслуживанием дороги и транспортной логистикой на всем маршруте СШХ.
Предполагалось построить 1200 км новых ж/д путей и почти 700 км автомобильных дорог.
Ж/д участок Надым – Пангоды протяженностью 116 км, находился на балансе «Газпром добыча Надым», а ж/д участок Новый Уренгой-Ямбург (231 км), находился на балансе «Газпром добыча Уренгой».
Понимая, что эти активы непрофильные, Газпром в 2011 г был готов передать их в управляющую Северным широтным ходом компанию.
Чтобы понимать о каких средствах идет, напомним, что Газпром только в усиление участка Надым – Пангоды был готов вложить около 11, 8 млрд руб.
До 2017 г предлагается завершить строительство сплошных 2х ж/д путей на участке Тобольск- Сургут- Коротчаево Свердловской ж/д, чтобы увеличить скорость движения до будущего СШХ и обеспечить потребности в увеличении пропускной способности магистрали.
Необходимость строительства ж/д участка Бованенково - Сабетта вызывала и вызывает вопросы, потому что до Бованенково и близлежащих месторождений можно доставить грузы и по ж/д.
Основным назначением порта Сабетта ранее было обеспечение отгрузки углеводородов с близлежащих месторождений на полуострове Ямал.
В декабре 2015 г О. Белозеров дерзко заявил, что РЖД обсуждает с владельцами этих месторождений углеводородов, в тч с НОВАТЭКом, участие в управлении ж/д инфраструктурой СШХ и гарантий привлечения допсредств.
Сегодня в ЯНАО работают практически российские нетфегазовые компании.
Всего на территории ЯНАО открыто 234 месторождения нефти и газа.
Их разработкой занимаются Газпром, Газпром нефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК и др.
На Ямале добывается более 80% всего российского газа и 20% от мировой добычи.
Начальные суммарные ресурсы оцениваются в 147 трлн м3 газа и 19 млрд т нефти и 10 млрд т конденсата.
За все время разработки месторождений на территории ЯНАО степень освоения начальных ресурсов углеводородов составила около 11% по газу, 5% по нефти, 2% по конденсату.
Газпром добывает в регионе основной объем газа и успешно развивает новый крупный центр газодобычи (ЦГД) на полуострове Ямал.
В 2016 г капвложения Газпрома на территории ЯНАО планируются на уровне 207 млрд рублей.
По итогам 2015 г Газпром добыл на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении (НГКМ) 61,9 млрд м3 газа - на 19,1 млрд м3 больше, чем в 2014 г.
В 2017 г компания намерена вывести месторождение на максимальный уровень добычи.
НОВАТЭК в 2015 г увеличил добычу газа на 9%, газового конденсата - на 55%.
Разработка Южно-Тамбейского месторождения, которое станет сырьевой базой завода Ямал СПГ, идет по плановому порядку.
И для реализации масштабных планов, будет построена ж/д Бованенково - Сабетта, которая будет выходить в порт.
Глубоководный порт Сабетта будет основным для перевалки нефти и газа с проекта Ямал СПГ.
20 октября 2015 г порт Сабетта увеличил пропускную способность благодаря открытию новых причалов - теперь в порту работает 4 причала, которые могут принимать до 120 судов.
К 2017 г МП Саббета начнет перевалку и отгрузку углеводородного сырья.
К 2020 г нагрузку на порт планируется увеличить до 30 млн т.