Плавучая регазификационная установка (FSRU) предназначена для обеспечения автономного газоснабжения области в случае прекращения поставок топлива через Литву.
По данным навигационного портала Vesselfinder, Маршал Василевский:
- 22 января вышел из бельгийского г. Зебрюгге,
- 25 января встал на рейд г. Калининграда.
По данным Ъ, в бельгийском порту танкер - газовоз получил 138 млн м3 СПГ, с которыми и пришел в г. Калининград.
Вероятнее всего, это собственный газ Газпрома, который он покупает у НОВАТЭКа.
У Газпрома действует контракт с Ямал СПГ на 2,9 млн т/год (4 млрд м3).
Удивительно другое - Газпром предпринимает такой шаг, когда коммерческие потери наиболее велики, учитывая текущие высокие цены на СПГ и отсутствие проблем с поставками российского газа через Литву.
Одна танкерная партия в г. Калининград, сейчас обходится Газпрому примерно в 90 - 100 млн долл. США недополученной выручки.
В Газпроме от комментариев отказались.
Скорее всего, на фоне эскалации конфликта вокруг ситуации с Украиной, компания вернула в регион FSRU, чтобы провести тестирование работы местных хранилищ газа (ПХГ) с закачкой в них СПГ.
В Калининградскую область газ из России поступает через Белоруссию и Литву по магистральному газопроводу (МГП) Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград пропускной мощностью в 2,5 млрд м3/год.
Энергобезопасность Калининградского эксклава стала ключевой проблемой, когда в марте 2017 г. НАТО подготовил секретный доклад, рекомендовавший Прибалтике выйти из энергетической системы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва), которая действовала со времен социализма.
На фоне ухудшения газотранспортных отношений с Прибалтикой, власти РФ решили построить систему газоснабжения Калининградской области за счет автономной работы на СПГ в целях обеспечения энергетической безопасности эксклава.
К стационарному причалу в Калининградской области FSRU прибыла в декабре 2018 г.
В январе 2019 г. проект был введен в эксплуатацию.
Структура проекта:
- морской терминал по приему СПГ и FSRU Маршал Василевский;
- Калининградское ПХГ, введенное в эксплуатацию в 2013 г.
Расходы на содержание подобного FSRU Независимость в Литве - более 60 млн евро/год.
И хотя Газпром сразу выкупил Маршала, экономя на % от аренды, это все равно не менее 40 млн евро/год.
И было решено отправить FSRU Маршал Василевский в чартер.
В июле 2019 г. Маршал покинул г. Калининград и начал транспортировать СПГ по всему миру.
После тестирование Газпром начал сдавать FSRU в чартер и использовать для перевозки собственных грузов СПГ по всему миру, чтобы частично окупить затраты на его покупку:
- в июле 2019 г. FSRU, предположительно, арендовала OMV, у которой он 3 месяца стоял у причалов Роттердама.
- в сентябре - октябре 2021 г., танкер - газовоз впервые прошел по Северному морскому пути (СМП), доставляя ямальский СПГ в Индию;
- с ноября 2019 г. танкер - газовоз был во фрахте у известной Gunvor и обеспечивал транспортировку СПГ из США;
- 11 декабря 2019 г. танкер - газовоз разгрузил американский СПГ в Испании;
- в декабре 2021 г. Маршал Василевский совершил рейс на Тайвань;
Ставка фрахта - около 80 тыс. долл. США/сутки.
Считайте сами, сколько получает Газпром флот от сдачи FSRU во фрахт.
Это около 29 млн долл США/год.
Вслед за FSRU Маршал Василевский, утверждает Ъ, в г. Калининград идет еще один танкер - газовоз Energy Integrity вместимостью 174 тыс. м3, доставляющий груз Газпрома из Камеруна.
Танкер должен прибыть 9 февраля.
В феврале 2021 г. Газпром проводил схожий тест, на 1 сутки прекратив поставки в регион через Литву и снабжая потребителей только из ПХГ.
Однако, привлеченный для тестов объем СПГ выглядит избыточным.
Танкер - газовоз везет 168 млн м3 газа из портфеля Газпрома в проекте FLNG Hilli Episeyo (Газпром закупает с этого камерунского проекта 1,2 млн т/год СПГ).
А мощность калининградского ПХГ, которое состоит из 4 резервуаров хранения - в 174 млн м3.
По данным Entsog, транзит газа через Литву в г. Калининград сейчас составляет около 9 млн м3/ сутки.
В феврале 2021 г. глава региона А. Алиханов говорил, что потребление региона составляет около 9,6 млн м3/сутки, т.е.
- 1 партия СПГ в таком случае обеспечивает потребности эксклава примерно на 25 суток,
- 2 партии СПГ примерно на 45 дней.
Любопытно, что 38% опрошенных читателей Neftegaz.RU считают правильным построить газопровод-отвод от МГП Северный поток-2, а FSRU использовать как танкер-газовоз.