USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 88.33

+1.48

Природный газ

-1.74

3 мин
...

НОВАТЭК. Рекордов на Северном морском пути в 2021 г. не будет

Успешные эксперименты по сверхранней навигации по восточному маршруту СМП продолжения не получили

НОВАТЭК. Рекордов на Северном морском пути в 2021 г. не будет

Санкт - Петербург, 8 июн - ИА Neftegaz.RU. На дворе середина июня 2021 г, а реляций о начале навигации танкеров-газовозов с СПГ НОВАТЭКа по Северному морскому пути (СМП) так и нет.
Это любопытно, поскольку 1 год назад случились эксперименты:
  • сверхранняя экспериментальная проводка по СМП танкера-газовоза Кристоф де Маржери, которая успешно завершилась 30 мая 2020 г;
  • 24 мая 2020 г. из порта Сабетта танкер-газовоз Владимир Воронин с грузом сжиженного природного газа (СПГ) бодро отправился по СМП в восточном направлении.
Цель эксперимента:
  • заложить основу для продления периода навигации по СМП в восточном направлении;
  • доказать возможность переноса навигации судов типоразмера Yamalmax с обычного в этих широтах июля на начало июня.
Это выгодно, поскольку восточный маршрут СМП при поставках СПГ на высокомаржинальные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) гораздо выгоднее и почти в 2 раза короче альтернативных (см. интерактивную карту проекта «Ямал – сердце нефтегазовой отрасли России»).

Эксперимент удался:
  • танкеры-газовозы с бравыми экипажами доказали возможность ранней навигации в восточном направлении СМП;
  • Росатомфлот анонсировал было готовность:
    • продлить навигацию в восточном направлении до 9-10 месяцев,
    • в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию;
    • параметры сверхраннего рейса:
      • продолжительность - 21 сутки,
      • пройденная дистанция - 6047 морских миль,
      • средняя скорость - 11,7 узла,
      • в сравнении с южным маршрутом через Суэцкий канал (в среднем - около 34 суток) экономия 13 суток.
Но уже середина июня 2021 г, но ни один танкер-газовоз не пошел на восток.
Завесу неопределенности по перспективам восточного направления СМП скупо приоткрыл Л. Михельсон в кулуарах ПМЭФ-21:
  • хотел бы сделать то же самое в 2021 г, но в мае у нас просто не было танкерных мощностей для перевозки грузов;
  • НОВАТЭК располагает флотом 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для перевозки увеличившихся объемов СПГ;
  • НОВАТЭК ожидает круглогодичной навигации в восточном направлении СМП в 2023 - 2024 гг;
  • постараемся растянуть нынешнюю навигацию на восточном направлении с выходом в январе-феврале 2022 г;
С. Франк, председатель правления Smart LNG (СП НОВАТЭКа и СКФ), которая будет владеть флотом танкеров - газовозов для обслуживания проекта Арктик СПГ-2:
  • планы НОВАТЭКа выполнимы с технической точки зрения;
  • в планах властей РФ:
    • увеличение флота танкеров-газовозов ледового класса;
    • строительство более мощных ледоколов.
Если по простому, то НОВАТЭК, вероятно, решил не рисковать и для обеспечения надежности поставок в страны АТР отправил танкеры - газовозы традиционным маршрутом - через Суэцкий канал.
Здесь - дольше, но нет Айонского ледового массива.
Судя по всему, морякам танкеров- газовозов пришлось нелегко в мае 2020 г, коли Л. Михельсон отправил СПГ через Суэц, несмотря на трепетное отношение В. Путина к СМП.

Впрочем, вероятно, скоро танкеры-газовозы пойдут на восток СМП в рамках нормальной навигации.

Пока СПГ-завод «Ямал СПГ» работает на 114% после запуска 4й технологической линии (train).
Чтобы ускорить оборот танкеров, НОВАТЭК использует проверенные временем перегрузочные СПГ-терминалы в Европе:
  • танкеры ледового класса транспортируют СПГ с Ямала до СПГ- терминалов в Европе;
  • производится перевалка СПГ на конвенциальные танкеры;
  • на этих танкерах СПГ отправляется на растущий рынок в Азию через Суэцкий канал.
Собственно, и все.

НОВАТЭКу очень нужен перегрузочный плавучий СПГ-терминал на Камчатке.
Но сроки его реализации зависят от наличия денежных средств.
Экономическая эффективность восточного маршрута СМП базируется на сокращении сроков доставки в Азию в сравнении с Суэцким каналом почти на 2 недели.
Однако на востоке нужны мощные ледоколы, не требующиеся в таком количестве при маршруте через Суэц.
После завершения строительства Камчатского СПГ-терминала и ввода в строй новых ледоколов, сравнительная эффективность восточного маршрута повысится и можно будет заложиться на риски штормов в Арктике.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram