Флот проекта на данный момент сосредоточен в 3 основных районах Балтийского моря, а также во второстепенных локациях:
- в Балтийском море, к юго-востоку от о. Борнхольм,
- в районе порта Мукран в Германии, где располагается логистический терминал МГП Северный поток-2,
- в порту Калининград.
Балтийское море, район о. Борнхольм
Краново-монтажное трубокладочное судно (КМТУС) Академик Черский 5 января 2021 г. покинуло район Куршской косы к северу от Калининграда.Судно следует на запад со скоростью 8,6 узлов и на данный момент миновало п-в Хель, продолжая движение вдоль побережья Польши.
Пунктом назначения у Черского указано неопределенное «шельф», дата прибытия - 6 января 2021 г.
От о. Борнхольм (Дания) судно отделяет порядка 90 морских миль.
Сопровождают Черского 3 судна, которые ранее работали с ним в районе Куршской косы, - многофункциональные буксиры-якорезаводчики Умка и Errie.
Умка с 31 декабря 2020 г. находилась в порту Калининград, но 5 января вышла из порта, зашла в район Куршской косы и затем двинулась на запад в кильватере Черского.
Errie же работал вместе с Черским все прошедшее с конца декабря 2020 г. время.
У обоих якорезаводчиков пункты назначения не конкретизированы и указываются либо как «шельф», либо как «Балтийское море».
Напомним, что КМТУС Академик Черский с мая по октябрь 2020 г. проходил модернизацию в порту Мукран в Германии, а затем отбыл в район Куршской косы для прохождения испытаний.
1й этап испытаний проходил в период с 7 по 25 октября 2020 г., а 2й этап - с 28 ноября 2020 г. по 5 января 2021 г. с паузой 5-9 декабря 2020 г.
Тогда трубоукладчик совершил экстравагантный выход в район о. Борнхольм, где в декабре 2019 г. Allseas остановила строительство МГП Северный поток-2 после принятия 1го пакета санкций США.
Экстравагантный маневр Черского совпал по времени с выходом из порта Висмар (Германия) трубоукладочной баржи (ТУБ) Фортуна, которая направилась к месту строительства мелководного участка МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Германии.
Но о начале работ Черского на глубоководном участке МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании речи не шло, поскольку трубоукладчик остановился гораздо южнее трассы недостроенного датского участка, да еще и практически у границы территориальных вод Польши, крайне негативно настроенной против проекта.
Наиболее вероятно, что перемещения Черского объяснялись необходимостью испытаний на больших глубинах, чем в районе Куршской косы или при другой солености, но не исключена и возможность технических неполадок на судне.
Является ли нынешний маневр повторением декабрьского выхода Черского или началом нового этапа строительства МГП Северный поток-2, пока непонятно.
Также неочевидно, является ли район к югу от о. Борнхольм конечной точкой путешествия Черского или судно пойдет дальше на запад, например, в Мукран.
Еще один серьезный вопрос - сертификация оборудования, установленного на Черском в ходе модернизации.
Это может составлять серьезную проблему с учетом 2го пакета санкций США против МГП Северный поток-2, принятого в начале января 2021 г.
Калининград
В Калининграде остается внушительная группа судов поддержки, которая ранее работала вместе с Черским или Фортуной.5 января 2021 г. в Лесную гавань порта Калининград вошло судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь, пришедший из района Куршской косы после отбытия Черского.
Ранее Балтийский исследователь работал в качестве судна-наблюдателя с ТУБ Фортуна при строительстве мелководного участка МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Германии, а затем уступил свое место многофункциональному спасательному судну Мурман, вернувшись в район испытаний Черского.
Согласно предупреждению Морского управления Дании, Балтийский исследователь и Мурман будут сопровождать ТУБ Фортуна, которая может начать работы по строительству МГП Северный поток-2 в ИЭЗ королевства с 15 января 2021 г.
Помимо Балтийского исследователя, в Лесной гавани порта Калининград находится многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов.
У причала на р. Товарная находится якорезаводчик Ясный, в Индустриальной гавани - МФЛС Юрий Топчев, сестринское судно Владислава Стрижова, в Вольной гавани - судно обеспечения Остап Шеремета и якорезаводчик Катунь.
Напомним, что Катунь безотлучно сопровождала Фортуну на ее пути из порта Висмар на севере Германии к месту строительства мелководного немецкого отрезка МГП Северный поток-2, во время самого строительства и на обратном пути.
В Калининград Катунь прибыла 30 декабря 2020 г. и с тех пор остается в порту.
В порт Калининград направляется многофункциональный буксир-якорезаводчик Финвал, также работавший с Черским в районе Куршской косы.
Мукран
В районе порта Мукран на данный момент находятся 3 судна, которые можно отнести к флоту достройки МГП Северный поток-2.На якорной стоянке порта Засниц к юго-востоку от порта Мукран с 4 января 2021 г. находится судно обеспечения Иван Сидоренко, сестринское судно Остапа Шереметы.
В самом порту Мукран у причала №3 терминала Юг, используемого как логистический хаб и склад труб для МГП Северный поток-2, находится Мурман.
У причала №2 терминала Юг находится судно обеспечения DP Gezina под флагом Багамских о-вов.
Напрямую DP Gezina со строительством МГП Северный поток-2 не связана, но судно неоднократно перемещалось между ключевыми локациями проекта и подходило к Академику Черскому и Фортуне.
Другие локации
ТУБ Фортуна с момента своего прибытия в порт Висмар 29 декабря 2020 г. остается на прежнем месте стоянки.На якорной стоянке порта Росток на севере Германии, неподалеку от порта Висмар, находится многофункциональный буксир-якорезаводчик Венгери, прибывший из Калининграда 1 января 2021 г.
Скорее всего, Венгери находится в режиме ожидания, чтобы доставить ТУБ Фортуна к месту продолжения строительства МГП Северный поток-2.
Еще один многофункциональный буксир-якорезаводчик Artemis Offshore находится в Большой Турухтанской гавани порта Санкт-Петербург.
Судно пришло в район порта Санкт-Петербург 7 декабря 2020 г., за прошедшее время судно перемещалось между Кронштадтом и Большой Турухтанской гаванью.
Автор: А. Чижевский