Минск, 12 мая - ИА Neftegaz.RU. Нефтеналивной танкер Ionic Astrapi с 87 тыс. т саудовской нефти, закупленной Белоруссией, прибыл в литовский порт Клайпеда.
В ближайшие дни начнется транспортировка сырья на Нафтан.
О прибытии неназванного танкера сообщил пресс-секретарь Белнефтехима А. Тищенко.
Но мы-то знаем, что нефтеналивной танкер Ionic Astrapi был загружен на египетском нефтетерминале Sidi Kerir нефтью сорта Saudi Arab Light для отправки в Беларусь.
Терминал Сиди Кирир расположен примерно в 27 км к западу от г. Александрии.
Порт является Средиземноморским терминалом магистрального нефтепровода (МНП) Суэц-Средиземноморье (Suez-Mediterranean, Sumed), по которому саудиты с удовольствием доставляют нефть в обход Суэцкого канала.
Танкер с 87 тыс. т саудовской нефти прибыл ночью 12 мая 2020 г. в порт Клайпеды и с утра встал под разгрузку.
Он будет разгружаться до 14 мая 2020 г., после чего начнется отправка сырья по ж/д.
Нефть начнет поступать на белорусский Нафтан, скорее всего, с 16 мая 2020 г.
Это 1й нефтеналивной танкер с саудовской нефтью, и уже 7й танкер в 2020 г. с нефтью для Белоруссии.
В конце апреля 2020 г. А. Тищенко сообщил, что Белоруссия закупила 1ю партию нефти у Saudi Aramco с транспортировкой по морю.
Прибытие танкера в порт Клайпеды ожидалось 11 мая 2020 г.
Ранее 13 апреля была танкерная поставка 86 000 тонн нефти для Беларуси в Клайпеду из Норвегии.
В марте было 4 танкерные поставки по 75 000 - 85 000 тонн были доставлены в Беларусь в Клайпеду из России: 1 партия из Усть-Луги и 3 из порта Приморск.
В январе была поставка за поставкой около 80 000 тонн норвежской нефти для Беларуси танкером Breiviken.
Беларусь ранее импортировала сырую нефть через Литву в 2017 г.
Поставки российской нефти в Белоруссию в мае 2020 г. подтверждены на уровне 1,13 млн т, при этом республика продолжит работу с альтернативными поставщиками сырья, несмотря на то, что в конце марта 2020 г. с Россией были достигли договоренности о возобновлении поставок нефти от крупных российских компаний.
Для полной загрузки 2х своих нефтепреерабатывающих заводов (НПЗ) Белоруссии необходимо ежемесячно около 2 млн т нефти, такой объем и был поставлен для переработки в апреле 2020 г.
До этого, с начала 2020 г., оба НПЗ республики были загружены наполовину из-за ценовых разногласий с основным и традиционным поставщиком - Россией.
Камнем преткновения стал спор о выплате премий российским нефтяным компаниям, которые власти РФ в результате взяли на себя.
Сблизить позиции властей 2х стран позволили рухнувшие цены на нефть и глобальное сокращение спроса в связи с пандемией коронавируса, однако правительство РФ вновь пошло на уступки А. Лукашенко, согласившись оплачивать пошлину российским нефтяным компаниями из бюджета РФ.
Это позволило Белоруссии возобновить полную загрузку своих НПЗ.
Для полной загрузки 2х своих НПЗ Белоруссии необходимо ежемесячно около 2 млн т нефти, такой объем и был поставлен для переработки в апреле 2020 г.
В мае 2020 г. Белоруссия намерена закупить 1,13 млн т российской нефти.
Продолжая закупать российскую нефть с поставками по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба и по ж/д, Белоруссия работает с альтернативными маршрутами транспортировки сырья на свои НПЗ - по морю, с перевалкой в портах Одессы и Клайпеды.
Из порта в Одессе поставка идет по МНП Одесса-Броды и далее по одной из веток МНП Дружба - на Мозырский НПЗ.
Из порта Клайпеды - по же/д на Нафтан.
В частности, Белоруссия покупает нефть азербайджанскую нефть у SOCAR, были также разовые закупки более дорогой норвежской нефти.
23 апреля 2020 г. сообщалось что республика намерена до конца 2020 г. начать прокачку нефти из Польши на Мозысркий НПЗ, а объем поставок предполагается в размере около 100 тыс. т/месяц.
7 мая 2020 г. первый заместитель премьер-министра Белоруссии Д. Крутой сообщил о планах Белоруссии договориться о долгосрочных контрактах на поставку нефти, альтернативной российской.
Он допустил возможность поставок американской нефти через Польшу.
Стоимость поставки из Саудовской Аравии, также как стоимость поставок из других источников, традиционно не сообщается.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина