Об этом 5 ноября 2019 г. написал в соцсетях Ю. Витренко, отвечая на вопрос о возможности снижения суммы исковых требований к Газпрому.
Перефразируя известную фразу из Пиковой дамы, можно сказать, Уж полночь близится, а Германа все нет.....
Все меньше времени остается на урегулирование споров, все более жесткие публичные заявления делают стороны.
Пока не понятно, как реально обстоят дела с урегулированием газотранспортного спора, но читать комментарии сторон .... Зачитаешься.
Что бы там не говорили, но от прекращения транзита потери Нафтогаза составят порядка 3 млрд долл США/год, а по искам Нафтогаз рассчитывает получить у Газпрома от почти 3 млрд долл. США до 22 млрд долл. США.
Учитывая то, что добрым самаритянам из США не нужен транзит российского газа ни по украинской ГТС, ни по новым газотранспортным проектам МГП Северный поток-2 и Турецкий поток, очевидно, что базовый вариант для властей Украины - это суды.
Для американцев это еще хорошо и потому, что судебные тяжбы и отвлекают, и ослабляют Газпром.
Те 12 млрд долл. США, о которых говорит Ю. Витренко, связаны с иском, поданным в Стокгольмский арбитраж на 11,8 млрд долл. США, о пересмотре тарифа на транзит газа по украинской газотранспортной системе (ГТС).
Существенную долю из суммы претензий составляет потеря стоимости украинской ГТС в отсутствие транзита.
Еще в январе 2019 г. глава Нафтогаза А. Коболев говорил о том, что компания готова пересмотреть иск к Газпрому о пересмотре тарифа на транзит в случае заключения нового долгосрочного контракта.
А сейчас Ю. Витренко обозначил до какой цифры готов подвинуться Нафтогаз.
Тезисы от Ю. Витренко:
- если транзит будет продолжен, и доходы от транзита останутся примерно на текущем уровне, покрывая полные затраты оператора ГТС (иначе нужно определять расходы на обесценение), то тогда сумма иска снизится,
- речь идет об уровне даже меньше 2 млрд долл. США,
- позиция Нафтогаза заключается в том, что должен быть заключен новый контракт на транзит российского газа с новым оператором, а не продлен текущий контракт с Нафтогазом,
- как запасной вариант Нафтогаз предлагает рассматривать не продолжение текущего транзитного контракта, как это предлагает Газпром, а заключение нового контракта между Нафтогазом и Газпромом на своп,
- это позволит завершить анбандлинг и заключать контракты в соответствии с европейским и украинским законодательством.
Таким образом Нафтогаз дает в очередной раз понять, что «0й вариант», предлагаемый российской стороной, компанию не устраивает.
Нафтогаз защищает плоды своих побед в Стокгольмском арбитраже в декабре 2017 г. и феврале 2018 г., когда суд по сумме 2 разбирательств обязал Газпром выплатить Нафтогазу 2,56 млрд долл. США.
Газпром посчитал эти решения несимметричными, поскольку суд учел доводы Нафтогаза о падении спроса на газ на Украине, а аналогичные аргументы Газпрома, указывавшие на снижение европейского спроса, проигнорировал.
С того момента Газпром обжалует решения арбитража, а Нафтогаз охотится за активами Газпрома в Европе, стремясь добиться взыскания долга, который к июлю 2019 г. составил 2,818 млрд долл. США (счетчик долга Газпрома, тикавший на сайте Нафтогаза, компания предпочла скрыть).
Глава Газпрома А. Миллер в середине октября 2019 г. говорил, что до заключения нового контракта необходимо полностью урегулировать все судебные споры.
Украинской стороне вновь был предложен «0й вариант» - полное прекращение и отзыв всех исков.
Позднее об этом говорил и президент РФ В. Путин, который назвал абсурдными предъявляемые Газпрому в Стокгольмском арбитраже претензии, и заявил, что от этого абсурда надо избавиться и обнулить все требования с обеих сторон.
5 ноября уже и А. Новак деликатно заявил о том, что:
- новые судебные претензии Нафтогаза негативно влияют на возможность договориться с Украиной по транзиту газа,
- необходимо вернуться к 0му варианту,
- это абсурдные иски, которые не создают хорошей основы, чтобы договариваться на долгосрочной основе.
Д. Песков неделикатно заявил, что продолжение арбитража делает невозможными договоренности с Украиной по газу
Власти Украины - не слышат.
Полная же сумма украинских претензий к России в рамках газовых споров составляет 22 млрд долл. США.
По заявлению главы Нафтогаза А. Коболева, эта сумма складывается из:
- почти 3 млрд долл. США по решению Стокгольмскому арбитража,
- иска еще на 12 млрд долл. США, поданного в Стокгольмский арбитраж,
- штрафа Антимонопольного комитета Украины в размере около 7 млрд долл. США.
Печально, что когда -то одна из сильнейших республик СССР с развитой промышленностью, ныне Украина не только не ищет компромиссов с соседней Россией, но и прилежно отрабатывает заказ властей США.
Автор: А. Игнатьева, О, Бахтина